00:11 04.10.2018
Алексей Гуськов: «Истинные ценности гораздо проще – любить и быть любимым»
Екатерина Тимиряева, фото личный архив А. Гуськова
Известный актер и продюсер Алексей Гуськов представил в Уфе на предпоказе в сети Киномакс свою новую картину – «Вечная жизнь Александра Христофорова». Премьера еще впереди: в прокат фильм стартует 18 октября. Алексей Гуськов исполнил главную роль – бывшей звезды театра и кино Александра Христофорова, а ныне аниматора в курортном городке, которому после переосмысления себя улыбается удача и встречается взаимная любовь. О чувствах, мудрости жизни и бессмертии легендарный артист рассказал ГорОбзор.ру.
- В Уфе Вы представляете фильм «Вечная жизнь Александра Христофорова». Название – на философский лад, с посылом на размышления, но жанр – комедия. Почему так? Считаете ли Вы, что о важном нужно говорить шутя?
- Да, я так считаю. Потому что если о важном говорить серьезно, то это скука зеленая. Пушкина ведь тоже учить в пятом классе невозможно. Если не смеяться вместе с ним, а просто заучивать, то скучно. Это как пример. Наш фильм с таким кажущимся серьезным названием - действительно комедия. И Уфа у нас уже четвертый город по региональному туру.
- А сколько всего планируется?
- Будет до релиза 17, включая Москву и Санкт-Петербург, и потом, после выхода фильма на экраны, - еще пять, по-моему, городов. Таким образом, 22 или 23 города. Отзывы, конечно, пока самые положительные с точки зрения настроения, с которым выходит зритель. Потому что очень мало российского кино под названием feel good movie – фильм хорошего настроения. Никто не старается кого-то учить, тыкать носом. Никакого напряжения. Великолепное изображение, с экрана льется на вас море, солнце, сахарные белые облака на голубом-голубом небе, чайки. И вот разворачивается очень простая и очень понятная история человека, который вот так, просто говоря, в начале всем щелкает по носу, с утра вставая и никого не видя, а в конце пути его, наоборот, говорит всем: «Я тебя прощаю», и жизнь дарит ему невероятные подарки в виде любви, в виде отношения друзей, вот, собственно говоря, и вся история. Называется – жизнь поворачивается к тебе той стороной, с которой ты на нее смотришь. Хочешь видеть ее с положительной стороны, так она к тебе и повернется. А не противоположно, как избушка на курьих ножках.
- Как нужно смотреть, чтобы к тебе повернулись любовь и отношение друзей?
- Смотреть так и понимать: что впереди тебя? Ты сам и твое эго или все-таки жизнь, которая предлагает тебе каждый день удивительные подарки, но только ты их и не видишь, ты их не чувствуешь.
- Уточните, пожалуйста, поподробнее.
- Это то, к чему я пришел сейчас, о чем часто думаю. Жизнь бессмысленно заставлять. Есть такое: «хочу, хочу, хочу, хочу, вот хочу и все», но за этим "хочу" стоит огромное количество вопросов – а готов ли? А надо ли тебе это? Мы же об этом не задумываемся.
Почему мы нашего героя поселили в парк развлечений? Потому что вся жизнь наша сейчас похожа на этот парк развлечений. Заходишь в интернет поискать дорогу, еще не успел открыть компьютер, а на тебя сразу вываливается пять коммерческих предложений – поменять коронки на зубах, купить какие-нибудь брюки подешевле, моднее сделать себе лицо в пластической хирургии, поменять машину и много-много всего. Все это кажется, на первый взгляд, страшно нужным, хотя на самом деле им не является. А на самом деле жизнь и действительно истинные ценности гораздо проще – любить и быть любимым. Больше ничего нет. Потому что если ты встречаешь ответный приветливый взгляд, то, поверьте, гораздо легче жить. Это можно проверить даже. Существует целый эксперимент: если человек ходит и не подымает головы наверх, а смотрит все время под ноги, - вот он звереет к вечеру. Потому что человек не может быть один. Он не должен быть один, он стадное животное. Мой герой начинает картину как римский полководец Марк Агриппа - это его роль, ему надо победить партнера - по сценарию так положено в парке развлечений, где он выступает аниматором, - и поставить ногу ему на грудь. И этим он занимается каждый день – побеждает. Это его философия и та, к которой нас приучили в жизни – надо идти вперед, побеждать, бороться все время за первое место. А жизнь - это невероятный подарок нам данный. И надо быть за нее благодарным, не разбрасываться и не тратить ее попусту. Вот собственно так.
- Ранее в интервью Вы уже говорили, что фильм «Вечная жизнь Александра Христофорова» во многом для Вас личный.
- Потому что я им долго занимаюсь. Я, прежде всего, артист драматического театра и кино, но, кроме всего прочего, я все-таки продюсирую фильмы. И если я продюсирую фильмы, то значит, что мне важна какая-то тема, которую я хочу донести до зрителя. Конкретно к истории с этим фильмом толчком стало прочтение результатов интернет-опроса с основными вопросами: «Что бы Вы делали, если бы жили вечно?» и «Что бы Вы делали, если бы жили неделю или две недели?».
- В каком году это было?
- Лет 7 назад. И выяснилось, что 94% ответов на тот и другой вопрос совпадает. Самое ближайшее желание и у мужчин, и у более романтичных женщин все-таки – не улететь в космос, не поменять машину, а не остаться одному.
- То есть нельзя сказать, что герой нового фильма Александр Христофоров в чем-то похож на реального Алексея Гуськова, или Вы - на него?
- Ни в коем случае, нет. Это не больше чем роль. Но сознательно в этом сценарии мы даже улыбнулись по поводу, в частности, моей собственной судьбы и театральной карьеры. Потому что, когда начальнику моего героя, которого исполняет Игорь Угольников, мой герой говорит: «Я тебе говорил не раз, это не моя роль», близкие понимают, что я в действительности в своем театре про свою роль Онегина так говорил. Я сейчас в театре Вахтангова действительно играю Онегина, и это хит, спектакль объехал весь мир. То же самое приглашение Лидии Вележевой на роль бывшей жены, с которой мой герой не живет, хотя в жизни мы живем вместе больше 30 лет, и у нас, в принципе, крепкая семья. Вот мы вот так чуть-чуть подмигнули и сказали: «Ребята, это ирония, и то, чего так не хватает в жизни - самоиронии». Потому что мы очень серьезны-серьезны к себе, к своим персонам, поэтому мы не можем разъехаться на дорогах, мы долго выясняем, кто ж все-таки не тот поворотник включил. А, в принципе-то, нужно улыбнуться, если нет аварии, махнуть рукой друг другу и разъехаться. А мы как-то возбуждаемся, что перед нами закрыли дверь. Да ничего страшного не случилось.
- А Вы всегда так считали?
- Нет, не всегда.
- После каких обстоятельств Вы пришли к такому выводу?
- Не могу Вам сказать. После размышлений. Думать надо, наверное.
- Но Вы так стали думать уже будучи взрослым человеком?
- Безусловно. Лет пять, наверное.
- Что насчет самоиронии у Ваших детей – двух сыновей и дочери?
- Да, я их так и воспитывал: я – последняя буква в алфавите. Стараюсь выпускать пар. Мир живет сепаратно, отдельно, он не засыпает вместе с вами и не просыпается вместе с вами, происходят события.
- Поэтому…
- Поэтому нужно слушать жизнь и ее бессмысленно насиловать.
- Ваша цитата: «Жизнь все время что-то предлагает, нужно научиться жить, понимать и принимать». Можете ли Вы объяснить механизм, как это делать? Жизнь подает знаки, и нужно уметь их считывать – Вы про это?
- Есть замечательная китайская поговорка «Судьба бросает подарки, но в это время кто-то спит или находится в трактире». В этом смысле суть поговорки в том, что мы пропускаем то, что нам предлагается. Я, в принципе, где-то могу сказать, что я фаталист в чем-то, потому что я точно понимаю, что то, что должно прийти, оно придет. А то, что невозможно – как бы этого не хотелось – оно не придет. Я точно знаю, исходя из собственного опыта, что если ты будешь в эту стену биться, биться, то ты только разобьешь себе лоб. Ситуацию надо уметь отпускать, чтобы она как-то сама прожила и сама образовалась – или отвалилась от тебя, или, наоборот, разрешилась положительно для тебя. Вот это я и имею в виду – слушай жизнь. Все наше сегодняшнее существование в жестко табуированных рамках правил, расписаний приводит только к нервному срыву. Мы живем сейчас в плотнейшем информационном пространстве, каждую минуту на нас сваливается огромное количество новостей. От этого у нас образуется эмоциональная тупость. Например, если раньше шла информация, что случилась какая-то авария, то это 15 тысяч раз проверяли, перепроверяли и только потом публиковали. А сейчас сначала публикуют, а потом проверяют. А люди устали от информации и больше даже не реагируют. Мы же живем в обнимку со смартфоном. Будто не родился, будто не влюбился, а жизнь из того только и состоит.
- В новом фильме «Вечная жизнь» в какой-то мере поднимается вопрос актерской судьбы. Ее успех от чего зависит, на Ваш взгляд?
- Профессия предполагает публичность, предполагает успех. Если кто-то говорит, что нет, то он лукавит. Все хотят известности, поэтому это соответственно другой уровень предложений и другая возможность выбора, это много чего. Но потом, став известными, некоторые одевают очки и начинают прятаться. Тоже обратная сторона медали. А как научиться жить так, чтобы не прятаться? Воспитать в себе культуру отказа. Если я уж приехал в Уфу, я с Вами разговариваю, мне даже может на что-то не хочется отвечать, и, вообще, у меня язык еле ворочается, потому что я час спал, но я работаю. Я приехал работать, я знаю, что это Ваша работа также, Вы хотите ее сделать перфект, и я стараюсь максимально ответить на ваш вопрос.
- Спасибо Вам большое!
- Пожалуйста.
- И еще пару вопросов, пожалуйста, понимаю, что Вы устали. В одном из интервью Вы говорили, что «кино умирает». Почему?
- Я имел в виду, что кино – к которому я приучен – оно, действительно, умирает. Это целый комплекс: само произведение, культура его смотрения, отношения экрана и зрителя. В мое время в кинотеатрах не жевали, когда я был молодой, мобильных телефонов не было – люди в зале не разговаривали. По молодости в кинотеатры больше ходили за сказкой, за чуть иным миром, за чуть мечтой, за чуть фантазией, за красивой актрисой, если это мужская часть аудитории, красивыми героями – если это женская часть. А сейчас эта культура смотрения кино ушла, побеждает аттракцион, который бывает талантлив, а бывает менее талантлив. Но аттракционы – это, знаете, как кульбиты в цирке. Один ты посмотрел – ох, как здорово, второй посмотрел – три оборота уже, круто, потом пять оборотов. Но в определенный момент уже неинтересно смотреть на кульбиты, и поэтому номер заканчивается. Он не может быть бесконечным. Я все-таки привык к тому, что я хожу в кинотеатр за эмоциями. Я не хожу туда за поучением, за смыслом. Я спрашивал себя, зачем же я иду в это темное пространство. Не чипсы ведь есть с попкорном, правда? Это можно поесть и дома. Я иду за какой-то эмоцией, я иду за сказкой, и вот фильм начался, пошел волшебный звук, чуть другой, чем мы слышим в жизни, какая волшебная картинка, и потом начинается вот это сложение особого мира, атмосферы, куда я хочу нырнуть, когда смотрю фильм. И я хочу выйти после фильма с хорошим настроением. Это то, чем я хотел заниматься вот эти годы, и то, что я сейчас сделал, и я знаю, что это получилось. Потому что мы как создатели задавали себе вопрос не про что, а зачем? Зачем этот фильм зрителю? Ответ простой – затем, чтобы получить хорошее настроение. Чтобы зритель вышел и еще подышал вот этой сказкой, что ему дали вот эту мечту, и чтобы чуть-чуть увидел и себя. Потому что мне на предыдущих трех просмотрах подходили и говорили: «Ой, слушайте, а мне вот такие же сны снятся». Или мне говорили: «Слушайте, я сидел и улыбался, как будто там про меня было». Спрашиваю: «А что там про вас было? Это же парк, актеры» и получаю ответ: «Вот наша дурная жизнь – куда-то бежишь, бежишь, а потом вдруг раз – остановился, улыбнулся: а что бежишь-то?». Бежишь, устал, а ты сам себя как кнутом подхлестываешь и дальше бежишь. А можно просто перестать себя подхлестывать.
- Об откликах первых зрителей Вы рассказываете с улыбкой. Вам было радостно получать такие отзывы?
- Я, в общем-то, для этого и еду по стране.
- По Вашему мнению, в чем заключается бессмертие?
- Это только память. Мы приходим из ожидания и уходим в память. Сначала было ожидание, когда Вас папа с мамой ждали.
- Вы так считаете?
- Они Вас ждали. Придумали и ждали, думали: «А кто же будет - она или он? Девочка или мальчик?» Делали УЗИ, какие глазки, потом придумали имя. А дальше Вы проживете жизнь и уйдете в память. В чью-то. Обратите внимание: свойство физической памяти – помнят только хорошее.
- Спасибо Вам большое за интервью!
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook