18:09 03.11.2021
Рифат Гарипов рассказал, сможет ли господдержка удержать стоимость квадратного метра
На днях Минстрой России утвердил дополнительное финансирование в размере 967,1 млн. рублей, которое будет направлено в субъекты РФ на корректировку суммы госконтрактов в связи с удорожанием строительных ресурсов. Ряд регионов уже получил согласование заявок на дополнительные ассигнования по объектам строительства 2021 года, в их числе и Республика Башкортостан.
«Кризис в строительной отрасли, связанный с постоянно растущими ценами на стройматериалы, вынуждает строителей обращаться за решением проблем к государству. При высокой загрузке отрасли, выполняющей план по вводу в 2021 году 85 млн. кв. метров жилья, рентабельность строительства постоянно снижается (сейчас она стремится к 4-7%). Есть у застройщиков и другие вопросы, требующие вмешательства регуляторов», – рассказал Рифат Рузилевич Гарипов, председатель комиссии по проектному финансированию Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Напомним, что о необходимости изменения стоимости госконтрактов власти задумались после резкого роста цен на металл в конце прошлого года. Первые жалобы на подорожание металлопроката и арматуры на 50% за месяц поступили в декабре. Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), в рамках проводимого мониторинга, также зафиксировали существенный рост стоимости строительных материалов начиная с 4 квартала 2020. И минувшей весной внесли предложение по изменению государственных и муниципальных контрактов в случае роста стоимости строительных материалов. Минстрой России поддержал это предложение подготовив проект изменений в закон о контрактной системе (44-ФЗ), которые позволят корректировать условия заключенных минимум на год госконтрактов при заметном повышении цен на стройматериалы.
Впрочем, как отметил Рифат Рузилевич, 44-ФЗ и ранее содержал условия для пересмотра госконтракта. Например, в силу не зависящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность исполнения договора. Однако на практике изменение цен на стройматериалы не считается таким обстоятельством и заключая договор стороны должны предусматривать инфляционные процессы, прогнозируя экономическую ситуацию и учитывая это в сумме заключённого контракта. Но одно дело учитывать инфляцию и совсем другое предугадать резкий рост цен, например, из-за повышения спроса на импорт товаров. И если взять во внимание, что госконтракты чаще всего заключаются на продолжительный срок, а стройматериалы зачастую покупаются исполнителями в ходе строительства, возникает вероятность, что подрядчик может попасть в «зону отрицательной доходности». А более гибкие условия и возможность корректировки стоимости в процессе работы позволит регулировать подобные ситуации.
По данным Росстата, только по итогам января—августа 2021 года цена профилей из стали, приобретенных строительными организациями в России, выросла более чем на 28%. Цена арматуры для железобетонных конструкций была на 41% выше. И самая негативная ситуация наблюдалась, как раз, в Приволжском и Сибирском федеральных округах, где по отдельным товарным позициям металлопродукции фиксировался рост более чем в два раза. Взлет цен на российском рынке был связан в первую очередь с динамикой мировых цен на сталь, а также с влиянием отдельных локальных факторов.
Учитывая эти факторы Минэкономразвития, 25 октября 2021, предложило ряд мер, направленных на повышение экономической устойчивости строительного комплекса. В списке ключевых предложений по поддержке отрасли направленном на согласование в аппарат правительства и Минстрой:
- Установить минимальный уровень рентабельности (сметной прибыльности) строительных государственных контрактов в размере не менее 20% от затрат. Такая рентабельность позволит подрядным организациям выплачивать проценты банкам, а также получать предпринимательский доход при исполнении госконтрактов.
- Предоставить авансирование по строительным контрактам в размере 50-70%. Сейчас авансы, предусмотренные госконтрактами, не превышают 30%. К тому же, строители получают их на казначейские счета и не могут закупать материалы на эти деньги.
- Разрешить проведение электронных конкурсов при цене контракта свыше 10 млн. руб. Это позволит отказаться от электронных аукционов, которые приводят к падению цены контракта и низкой конечной рентабельности.
- Провести корректировку стоимости заключенных контрактов в случае колебания стоимости на строительные материалы без проведения повторной государственной экспертизы, и некоторые другие.
«Конечно всех проблем отрасли эти меры не решат, но они помогут строительным компаниям стабилизировать свое финансовое положение в краткосрочной перспективе. Важным следствием укрепления экономической стабильности компаний-застройщиков станет возможность удерживать цену квадратного метра на доступном уровне», – отметил Рифат Гарипов.
На текущий момент Минстрой, Минэк и Минфин обсуждают объём мер поддержки, который будет оказан строителям. Так, Минэкономики и Минстрой поддерживают авансирование контрактов до 70% и переход от аукционов к конкурсам. Минфин не согласен с такой масштабной поддержкой из-за отсутствия необходимого объема денежных средств в соответствующем бюджете и неготовности банков к выдаче банковских гарантий в крупном масштабе.
Но несмотря на это, первый практический шаг в обсуждаемом комплексе мер поддержки строительной отрасли уже сделан. И дополнительное финансирование по объектам строительства 2021 года, согласованное Минстроем на днях, планируется направить на покрытие разницы в цене по контрактам 20 объектов социальной инфраструктуры, водоочистки и водоотведения, а также модернизации коммунальной инфраструктуры и сейсмоусиление. Все объекты реализуются в рамках госпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook