14:13 27.04.2018
Режиссер Зиннур Сулейманов: «Драматургия должна быть живая, с человеком, с его проблемами»
Карина Мамаева, фото ГорОбзор.ру и из личного архива Зиннура Сулейманова
В Башкирии театральное искусство стремительно развивается и не стоит на месте. Корреспондент ГорОбзор.ру пообщался с режиссером-постановщиком, художественным руководителем Центра драматургии и режиссуры РБ Зиннуром Сулеймановым, чтобы узнать, что будет с драматургией в будущем и есть ли тренды в театральной сфере.
- Многие говорят, что драматургия в Башкирии – больное место в мире театрального искусства в республике. Действительно ли это так? Почему сейчас так мало хороших драматургов?
- Я не совсем соглашусь именно с такой формулировкой. Конечно, каждый о наболевшем говорит и сразу выдает какие-то эпитеты: «этого нет, все сейчас плохо». Дело в том, что театральный мир, как и любой другой творческий организм, меняется и движется. Где-то есть подъемы, где-то спады – это нормальное явление, везде так. Не бывает так, чтобы рождались одни Пушкины, Островские, Чеховы. У нас была очень сильная плеяда своих драматургов, которые ставились и у нас, и не только у нас, например, Флорид Буляков, он вообще популярный драматург, целое явление в нашей республике, ставился и ставится по всей России. У нас также есть Владимир Жеребцов, Наталья Мошина – это те драматурги, которые сейчас активно ставятся по всей стране. Поэтому нельзя сказать, что наши драматурги не пользуются успехом. Та новая плеяда, которая сейчас появляется, тоже имеет свои успехи, мы с ними работаем. Молодые драматурги участвуют в международных конкурсах попадают в шорт, лонг-листы. Любое дело, если им заниматься и подходить к нему творчески, конечно, будет двигаться вперед.
Есть много желающих заниматься драматургией, к нам идут и те, кто успешно работает в прозе или пишет стихи. Наша миссия – знакомить таких людей с театром, дать им возможность пообщаться со специалистами, которые успешны в этом деле, знают, понимают театр изнутри. Мастер-классы, семинары, лаборатории, все для того, чтобы создать благоприятную почву для появления новых дарований и поддержки их таланта, мы стараемся щедро поливать молодые ростки и ждем восходов. Я думаю, что у нас в стране настоящий театральный ренессанс, у нас многое происходит. Театр ведь живой, и он меняется, развивается, не стоит на месте. Согласен с тем, что для театра республики не хватает качественной драматургии, хороших текстов, написанных современным языком. Мы делаем все, чтобы они появились.
- Какую работу проводит Центр драматургии и режиссуры РБ?
- В Центре драматургии и режиссуры, который мы с моим партнером Алией Яхиной создали, вот уже 4-ый год проводятся различные проекты республиканского и регионального уровня. Центр драматургии призван объединять, расширять горизонты, помогать драматургам и режиссерам реализовываться, развиваться. У нас нет ни штата, ни постоянной труппы, мы работаем проектным методом и в самых разных направлениях. Совсем недавно мы совместно с театром юного зрителя и отделом культуры города Уфы запустили проект «Драмквадратик». Проект проводится по шотландской технологии работы с подростками и детьми «Class Act». Самое важное - донести до зрителя внутренний мир детей, их мировосприятие. Проект мы проводим во второй раз, вот в прошлом году он прошел очень успешно, по итогам мы даже создали небольшой сборник из этих пьес, а одна из них, «Вика в Кофетляндии» Лейлы Мизиевой была поставлена театральным проектом «TheТЕАТР» и успешно играется, собирает своего зрителя. В этом году в проекте «Драмквадратик» участвуют не только обычные школьники, но и дети из детских домов. Повторюсь, основная задача – раскрыть потенциал ребенка, не мешать, а помочь ему.
- Вы, как режиссер, как оцениваете уровень местных драматургов?
- Драматургия – это очень сложный жанр, она как математика, то есть, нужно выверить и рассчитать абсолютно все, каждое слово там должно быть написано для чего-то и почему-то. Если в романе или в прозе можно очень долго повествовать, описывать какое-то явление природы, то в драматургии этого делать нельзя. Наверное поэтому, небольшой вакуум драматургов, пишущих на национальном языке, конечно, есть, но наши двери открыты для каждого, кто хочет писать для театра.
- Как говорил Александр Николаевич Островский: «Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и прочесть». Согласны ли вы с этим выражением?
- Есть пьесы, которые самодостаточны как текст, а есть такие пьесы, которые сразу начинаешь представлять, и ты понимаешь, что это просто надо видеть. Что может быть круче и интереснее этой игры? Кино – это, конечно, великое искусство, но зритель видит происходящее через экран, театр – живое искусство, без посредников, только ты и актер, который прямо перед тобой играет, проживает жизни. Та живая энергия, что идет со сцены в зал, способна зажигать сердца, очищать людей.
- После написания пьесы драматург заканчивает свою работу или он должен присутствовать на постановке спектакля, выступать в роли режиссера?
- Ну, это больной для всех драматургов вопрос. Потому что нередко драматурги считают, что режиссеры губят их текст, а режиссеры наоборот считают, что драматург не дожал или не доделал. Всегда бывает по-разному, порой режиссер сам вносит правки, но чаще драматург с режиссером работают в тандеме, дорабатывают, доделывают. Есть тексты, в которые совсем нельзя влезать, убери одно слово и изменится вся суть, тут всегда нужно работать со скальпелем, осторожно, чтобы вместе с водой не выплеснуть ребенка.
- В случаях, когда в театре ставят произведения классиков, допускает ли режиссер изменения в сюжете?
- Сейчас век сочинительского театра. Например, в зарубежных театрах берутся классические пьесы, и вместе с современным драматургом, как-то его интерпретируют по-своему. У нас тоже так многие пробуют делать. Некоторые режиссеры, которые берут пьесы других эпох, говорят, что они не жили тогда, они не знают, как было тогда, не видели, не чувствовали того времени, что они будут вынуждены врать, выдумывать и поэтому они ставят про сегодня, переносят действие в наши дни. С другой стороны, классика это и есть классика, есть повод окунуться в эпоху, воссоздать атмосферу, попытаться представить. Я считаю, что театр загонять в рамки невозможно, должно быть и то, и то. Художник должен иметь свободу, свободу высказывания и, если он хочет донести до зрителя свои внутренние ощущения, он может использовать при этом разные методы. В любом случае, как говорил мой мастер, в конечном итоге, каждый режиссер делает спектакль для того, чтобы этот мир стал чуточку лучше.
- Существует ли, так называемый, театральный спрос? Есть ли тренды в драматургии и какие наиболее востребованы на сегодняшний день?
- Да, есть. Мы живем в такое время, что находимся все время под «колпаком», под контролем, в сети интернет, в соцсетях, мы все время в доступе, это утомляет. Очень много разной информации, ее, правда, очень много, и чаще она негативная, даже страшная. Поэтому люди приходят в театр порой отвлечься, отдохнуть от всего, то есть, они идут на комедии. Зрители, как будто хотят уйти в некую другую реальность, где все весело и хорошо. Конечно, это не говорит о том, что зрители не хотят думать, есть много спектаклей и других тем, но тренд на комедию, конечно, существует. Правда театр не замыкается ведь на одной только теме, он всегда ищет что-то разное, предлагая зрителям самые разные варианты.
- Как вы относитесь к тому, что театральные постановки показывают по телевизору или даже в кинотеатрах?
- Положительно отношусь. Это такой современный тренд и это интересно. Ведь не каждый человек может поехать в Москву или в Санкт-Петербург, чтобы увидеть спектакль большого мастера, на которого и билеты стоят немалых денег. А тут есть такая возможность посмотреть постановку, это прекрасно.
- Все говорят о современной «новой драме» и театре абсурда. Как вы к этому относитесь? Как вы думаете, что будет с драматургией в будущем?
- На самом деле настоящая «новая драма» появилась в конце 19 века, если мы говорим о ней, как о литературном явлении, Чехов к примеру. Современная «новая драма» совершенно разная и она меняется постоянно, как только не пишут сегодня, из этого что-то талантливое, а что-то не очень. Какой будет драматургия? Я не знаю. Драматургия должна быть живой, о человеке, о его проблемах, о сегодняшнем днем.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook