15:45 08.04.2018
Обладатель «Золотой маски» Алевтина Торик: «У куклы все, как у обычного человека, только сложнее»
Карина Мамаева, фото пресс-служба Театра кукол
Мало кто знает, что творится за кулисами в театре кукол. Обладатели престижной театральной премии «Золотая маска» Алевтина Торик и Петр Васильев рассказали корреспонденту ГорОбзор.ру, как создается кукла, для кого создаются спектакли и что будет с театром кукол в будущем.
- Недавно вы получили престижную театральную премию «Золотая маска». Расскажите, как это было? Что лично для вас значит эта премия?
Алевтина: Я давно получила, в 2006 году за спектакль «Гадкий утенок». Я тогда работала в театре кукол «Бродячая собачка», и вот мне посчастливилось поработать с режиссером из Дании, нам дали «Золотую маску» именно за работу художника. Спектакль был номинирован в нескольких номинациях, но дали именно за работу художника. Очень приятно было, конечно, когда в Большом театре вручали награду люди, которых ты очень уважаешь. Больше всего было приятно моим родителям, потому что это их достижение, гордость.
Петр: Я считаю, что «Золотая маска» повышает ответственность за дальнейшую работу. Дальше от тебя ждут как минимум такого же результата. Все надеются, что эти «Золотые маски» будут как грибы появляться и в других театрах, куда бы ты не приехал. Я получил награду в 2007 году за актерскую работу – лучшую роль в Большом театре кукол Санкт-Петербурга в спектакле «Холстомер». Я ведь до сих пор там работаю актером-исполнителем. Считаю, что режиссеру нужно постоянно быть в тонусе, знать профессию со всех сторон. И с художником в мастерской поработать самому, и с артистами на сцене, потому что режиссер, как клоун в цирке, чем больше он умеет, тем он интереснее.
На самом деле, в реальной жизни премия «Золотая маска» пригодилась мне всего однажды, когда я повредил себе ногу, лежал дома и не мог понять, что происходит, от чего же она болит, что я даже наступить не могу. Ко мне приехала бригада скорой помощи и они так лениво на меня посмотрели, подумали, наверное, что я симулирую, не хочу идти на работу. Они не знали, что я театральный человек. Один из них поднял глаза и увидел «Золотую маску», а затем с удивлением сказал, что это круто. После этого меня сразу погрузили в автомобиль и отвезли в больницу, чтобы серьезно разобраться, что с моей ногой. Вот так «Золотая маска» мне жизнь спасла. (Смеется)
- Во время работы над спектаклем каким образом происходит взаимодействие режиссера и художника?
Петр: Мы постоянно взаимодействуем. Художник лепит форму и показывает мне, потому что мне же работать потом с этим. Кстати, к примеру, мы вчера вместе выбирали ткани, тряпочки на куклы, цветовую гамму. Мы взаимодействуем от момента задумки до момента премьеры спектакля.
Алевтина: Честно сказать, не каждый режиссер такой. Вот Петр везде принимает участие, никогда не отказывается – это уникальный человек.
Петр: Просто, когда я работаю на всех этапах подготовки спектакля, мне потом проще. Я на любой вопрос артиста отвечу не задумываясь, потому что я ко всему стараюсь приложить руку.
- Вы работаете на равных или здесь присутствует начальник и подчиненный?
Петр: На равных, безусловно. Мы сочиняем вместе, поэтому мы изначально соавторы.
- Расскажите, как вообще создаются спектакли в кукольных театрах? Как проходят репетиции?
Петр: Театр кукол – это театр предмета, конкретной вещи. Мало иметь хороших артистов, для успешного спектакля нужны еще и хорошие куклы, декорации. Если в драматическом театре достаточно выйти на сцену, взять пару стульев, стол и начать репетировать спектакль еще до того, как будут готовы декорации, то в театре кукол декорации и куклы – это все. Но, с одной стороны, с куклами репетировать быстрее, а с другой стороны они создаются дольше. Преступаем мы к репетициям только когда все готово. Театр кукол больше похож на создание фильма, потому что кино сначала рисуется, делается раскадровка движений, так же и у нас.
Алевтина: А я не могу сказать, что легче, потому что у актеров очень много предметов, и они должны все это запомнить, друг другу помогать.
Петр: Да, у актера-кукольника мозг работает в разных направлениях, пока он находится на площадке. Он думает не только о своей кукле, но и о своем расположении в пространстве. Когда вы снаружи видите две куколки, то, если вы заглянете когда-нибудь за кулисы, за ширмой это может быть клубок из людей, потому что одной куклой могут управлять по три человека и всем нужно как-то поместиться.
- Кукла знает каждое свое движение или импровизация в движениях имеет место быть?
Петр: Это зависит от артиста. Есть люди, которые способны импровизировать и таким ничего не запрещаешь, а просто наслаждаешься. А есть люди, которым нужно точно знать, в какую секунду что делать.
- Расскажите, как создается кукла?
Алевтина: Ну, сначала создается образ, рисуется. Мы с режиссером решаем, что, да, родился персонаж. Потом рисуется шаблон, чертёж в натуральную величину. И этот этап очень важный, потому что от пропорций в кукле много что зависит. Если вдруг даже кукле посадят не туда голову, то все, персонаж совсем другой получается, у него уже другой характер. Далее приступаем непосредственно к производству. Сначала мы лепим скульптуру, затем отливается гипсовая форма, делается папье-маше из бумаги, ну и дальше делаем тело, ручки. Затем по эскизу портниха шьет костюм. У куклы все, как у обычного человека, только сложнее, потому что у каждой куклы фигуры разные.
- Вы приехали в Уфу для того, чтобы поставить новый спектакль о «Буратино». На каком этапе проходит подготовка сейчас? Каким будет этот спектакль?
Алевтина: Веселым, ярким, для детей и зрителей. А главное – он будет кукольным, только Папа Карло и Карабас-Барабас будут людьми.
- Ваш главный зритель – это дети. Каким образом вам удается своими постановками удерживать их внимание весь спектакль?
Петр: Как говорит наш старший друг – режиссер Николай Боровков, у человека, который работает для детей, всегда рядом должны быть дети. Когда заканчиваются свои дети, надо заставлять их рожать внуков, нужно быть с детьми постоянно в общении, понимать язык, на котором они разговаривают и писать для них истории. Вот, наверное, основной секрет.
- В прошлом году спектакль «Тысяча и одна ночь» вызвал резонанс среди общества. Чем обусловлен такой успех?
Петр: Может быть назрела необходимость у театра кукол иметь вечерний репертуар, а у жителей Уфы смотреть такой репертуар. Потому что легенды о театре ходят, взрослые спектакли исчезли со сцен кукольных театров, но воспоминания об этом остались и многие, наверное, мечтали вернуться в театр вечером, чтобы воскресить воспоминания о прошлом.
- Актуальны ли на сегодняшний день кукольные постановки для взрослых?
Петр: Это было принято всегда и везде. Насколько мы видим ситуацию, все стремятся к этому приобщиться.
- Как вы думаете, какое будущее у кукольного театра?
Петр: Может быть их станет меньше со временем, появится больше частных театров, когда человеку для творчества не нужна зарплата и 4 стены в здании театра.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook