GOROBZOR.RU ИНФОМАЦИОННО НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ 18+

13:51   09.02.2018

#Интервью Уфимский музыкант Рамиль Бадамшин: о Гнойном, Семене Слепакове и бардовских фестивалях

Карина Мамаева, фото из личного архива Рамиля Бадамшина

Жанр авторской песни уже много лет считается вымирающим, однако это ошибочное мнение, ведь жанр пытаются похоронить специально. О бардовских фестивалях, творчестве и мейнстримном хип-хопе мы побеседовали с мастером авторской песни – Рамилем Бадамшиным. 

- Кто Ваш слушатель? Вы знаете, что он от Вас ждёт?

- Слушатель ширится постоянно, появляются какие-то новые люди и с точки зрения возрастного среза, и с точки зрения социального статуса, как говорят, с каждым разом слушатель нарабатывается, но, есть и те люди, которые изначально были поклонниками, это, конечно, более зрелое поколение старшего возраста, видимо, они росли вместе со мной, так как я музыкой начал заниматься еще со студенчества. Несмотря на это, каждый новый концерт добавляет слушателей всех возрастов. Кстати, мы часто делаем концерты для школьников, после чего они подходят и искренне говорят, что открыли для себя новое направление. 

К сожалению, на меня наклеили когда-то клеймо, считают, что бард – это старый дядька с бородой, который знает только три аккорда на расстроенной гитаре, поет про костер и комаров. Однако, на сегодняшний день авторская песня сильно изменилась и крепкая поэзия, к сожалению, не всем нужна, а в авторской песне так заведено, что после ее прослушивания человек невольно задумывается о жизни. Наработка нового слушателя – постоянный труд и, к счастью, музыка имеет отклик как у молодого поколения, так и у более зрелого. 

- Насколько популярны бард-исполнители сегодня в сравнении с хип-хопом, поп-музыкой, классикой, электронной музыкой?

Относительно популярности авторской песни я всегда привожу в пример количество фестивалей, которые проводятся в этом жанре. Ни одно из направлений в музыке такого количества фестивалей не проводит. В летний период каждые выходные может проходить по 5-10 фестивалей в разных частях нашей страны. Этим многое сказано.

- Кстати о фестивалях. Вы – лауреат Всероссийских фестивалей авторской песни, таких как «Ильмены» (Ильменский), Грушинский и другие. Да, ежегодно по стране проводятся десятки фестивалей авторской песни. Так все-таки, с чем связана популярность жанра?

- Дело в том, что этот жанр относится к самодельной песне, очень массовому направлению. Тут прослеживается интересная тенденция. Вот как человек реагирует на высоко профессиональное искусство? То есть, когда музыкант делает что-то из ряда вон необычное и крутое, зрители смотрят и им это нравится, но они понимают, что также сделать вряд ли смогут. А в самодеятельной песне все понятнее: понравилось, взял гитару и, так или иначе, на трех аккордах саккомпанировал, спел. Мне кажется, что это и притягивает людей. Люди ведь сейчас не только хотят видеть звезд на сцене, но и сами стремятся быть звездами, самовыражаться, поэтому сейчас популярно караоке, люди обучаются вокалу, выходят на сцену и жанр авторской песни это позволяет. 

С другой стороны, авторская песня — это ведь поэзия, а популярная эстрада – это сплошные тексты, то есть там аранжировкой пытаются компенсировать прорехи, а в авторской песне преследуется глубокий смысл, может быть в этом плане люди тяготеют. Однако, Министерство культуры не считает жанр авторской песни отнесенным к искусству, дня них – это самодеятельное творчество. Несмотря на это, в авторской песне на сегодняшний день много профессиональных музыкантов и музыке, как стихам уделяется огромное внимание. Недавно мы проводили интересный эксперимент, если взять авторскую песню и ее аранжировать с барабанами, инструментами – будет очень круто, а если взять попсу какую-нибудь и попробовать спеть под гитару, то это слушать будет невозможно. Я, например, аранжирую свои песни, но на сцену выхожу петь только под гитару, они и так, и так хорошо звучат. Поэтому, мне кажется, за счёт многогранности и доступности жанра человек может взять гитару и перепеть песню. 

- Если можно сделать аранжировку и выходить на более масштабную сцену, почему вы до сих пор выходите на сцену с гитарой?

- Ну, почему, мы делаем полностью аранжированные альбомы, но существуют некоторые критерии, которые я не люблю, например, многие говорят, что некоторые композиции – это не формат телевидения или радиостанции. По поводу гитары. Я выхожу с ней на сцену, потому что это более сокровенное и таким способом можно достучаться до сердца человека. У исполнителя авторской песни сигнал в первую очередь от сердца, эти эмоции людей и объединяют. Понятно, что аранжировка с барабанами веселее, но с гитарой на сцене я чувствую себя честнее перед слушателями. 

- Если жанр открыт для новых звезд, не боитесь ли вы конкуренции? Есть вероятность, что жанр утратит свою глубину и смысл при переизбытке таких звезд?

- Конкуренция – это даже хорошо, это стимул для роста. Вот почему постоянно происходит внутрижанровая возня, когда говорят: «Все, что делают молодые – фигня»? Потому что они понимают, что уже так не смогут либо надо менять привычный уклад, работать над собой. Возможно, в будущем я перейду в этот разряд, когда молодые ребята будут делать круче, иначе. Но буду работать, искать, взаимодействовать. Я не думаю, что это все может перейти в разряд массового хаоса, наоборот, конкуренция нас подстегивает и, если я вижу, что кто-то делает что-то интересное или нестандартное, я буду к этому тянуться. 

На сегодняшний день в популярной музыке мало хорошего материала, поэтому рок музыканты и эстрадные исполнители регулярно заявляются на фестивалях авторской песни. Приходят они к нам, потому что понимают, что стимула для роста у них уже нет. Массовые рок-фестивали – это как огромный концерт и молодым группам там делать нечего, а в авторской песни - это всегда конкурс, открытие новых талантов, поэтому мы постоянно растем и притягиваем новых исполнителей. 

- Стилистика и посыл авторской песни с годами постоянно изменялся. В 60-х это была романтика, а после – ирония и сатира. Какой посыл несет авторская песня на сегодняшний день? Чем характеризуется?

- Общепризнанные ценности и актуальная злободневность, мне кажется, остались. Та же романтика, любовь, сатира. Почему авторская песня была запрещена? Галич и Высоцкий говорили, что авторская песня – это глас времени, то есть то, что на сегодняшний день актуально, она волнует народ, это постоянный поиск чего-то нового. Сегодня авторы тоже пишут именно об этом. 

- Бардом-десятником называет себя юморист Семен Слепаков. Как оцениваете такого рода творчество? 

- Это хорошее направление. Про Семена рассказывали и рассказывают разные вещи. Если его направление востребовано и люди его так воспринимают – это здорово и это имеет право быть. Он пишет хорошие тексты с юморком и воспринимается это как-то по-доброму. Он затрагивает темы, которые волнуют народ, он как раз представитель барда современности. Семен нашел и занял свою нишу и это очень круто.  

- Есть ли будущее у авторской песни и будет ли жанр еще видоизменяться, как считаете?

- Есть прошлое и настоящее, так что будущее никуда не денется. Это нас, бардов, пытаются похоронить, причем постоянно. Но возьмите опять же голую статистику, сколько фестивалей проводится, это ведь очень массовое направление, просто появились эти клише, что бард – это расстроенная гитара и три аккорда у костра, это просто то, чем зомбировали народ. Авторские исполнители были есть и будут. 

- В 2016 году вы покорили гору Эльбрус. Какого это было, находиться на высоте более 2000 метров? 

- Эльбрус – это 5642 метров над уровнем моря. Давно у меня была такая мечта. Я встал впервые на сноуборд в Приэльбрусье на Чегете и все время эти две вершины меня манили. Сам по себе факт восхождения был нужен для того, чтобы проверить себя, так как я родился в горах в Средней Азии, на хребтах Западной Тянь-Шани находился наш поселок. То есть выходишь из подъезда, а вокруг горы. Это был очень волнительный момент для меня, в том плане, что каждый шаг по горам Кавказа я чувствовал запахи детства, видел давно забытые пейзажи, внутри происходило что-то невообразимое. А вот восхождение – это что-то более серьезное, тут нужно быть ответственным, ведь там люди гибнут десятками из-за того, что переоценивают свои возможности в состоянии эйфории. Для меня это была проверка организма. Были моменты, когда было очень тяжело от недостатка кислорода и от того, как организм реагирует на все эти вещи, но я все-таки дошел. Находится над облаками или на уровне облаков – это очень круто. Честно скажу, что хочу еще раз совершить восхождение, теперь уже осознанно, спокойно, без страхов неизвестности. 

Убеждаюсь всегда в одном – мы по отношению к природе и стихиям просто пыль, ничто. Человек все время корчит из себя царя вселенной, высшей ступенькой эволюции, но на самом деле человек ничего из себя не представляет. Нужно к жизни относиться по-другому, жить здесь и сейчас, радоваться каждому дню. У меня появилась возможность, и я ее использовал, поднялся на вершину и слава богу вернулся живой полный эмоций. 

- Благотворительные концерты. Вы часто выступаете перед заключенными. Чем обусловлен ваш выбор такой благотворительности? 

- Для меня не важно, кто сидит в зале. Сейчас, к счастью, в исправительных учреждениях нет принудительного посещения мероприятий. С заключенными диалог уже налажен, и они приходят, когда знают кто будет выступать. Всегда приятно, что залы полные и когда ты делишься чем-то искренним и сокровенным – это здорово. В таких учреждениях лукавить не получится. Когда музыка идет от сердца и от души, только тогда они слушают и разделяют с тобой творчество. Заключенные с пол-оборота могут раскусить, приехал ты просто отрабатывать что-то или делаешь это от души. Я получаю от таких концертов определенный заряд и, если я этим посылом смогу заключенным, которые попали в тюрьму по несправедливости или за не особо тяжкие преступления, помочь и поддержать, то это здорово. Нужно, чтобы у них оставалась вера внутри, чтобы они поняли, что жизнь продолжается, чтобы они сделали правильные выводы, когда выйдут на свободу. 

Я всегда своих коллег, других артистов, прошу съездить туда не только для поддержки, но и для того, чтобы понять себя, переоценить ценности. У нас ведь сейчас все звезды и вся эта эстрада похожа на фабрику тщеславия. Более 16 лет я выступаю в исправительных учреждениях России, приглашаю артистов, многие соглашаются съездить и выступить, но, когда приходит время ехать, у них сразу появляются какие-то неотложные дела, отговорки. Возможно это страхи.

Кстати с выступлениями для врачами очень похожая история. Они тоже быстро вычисляют, искренне ты это делаешь или нет. Если искренне, то они похлеще детей выпускают свои эмоции, все, что накопилось от их работы. И с детьми тоже самое. Мы делаем концерты для школьников. Малейшая доля лукавства и зал начинает гудеть, музыкант становится неинтересным, это тоже своего рода проверка артиста, насколько он состоятельный. 

- Творческий рост. Бард и исполнитель авторских песен повышает свою квалификацию, если да, то каким образом? 

- На это как раз влияет конкуренция, соревновательный момент и просто постоянный творческий поиск, эмоции, впечатления, фестивали. Исполнителей авторской песни много, и мы стараемся развиваться, расти, черпать опыт друг от друга. Авторская песня ценна тем, что у нас есть возможность экспериментировать, то есть соединить разные жанры. Например, если взять несколько джазовых ноток, то уже песня будет звучать поинтереснее. Здесь непаханое поле для развития и возможностей. Но обязательно в этом плане должна быть и крепкая поэзия, которая будет нести в себе глубокий смысл. 

- Вернемся к хип-хопу. В обоих жанрах, в и хопе и авторской песни, в основе лежит поэзия. После последнего баттла рэперов Оксимирона и Гнойного председатель Курултая Константин Толкачев прокомментировал: «Раскованность и смелость, неотфильтрованная лексика, все это конечно, далеко от традиционной поэзии. Но ведь когда-то людей шокировали и выступления Маяковского, который в итоге стал одним из самых почитаемых поэтов серебряного века. И вообще история знает немало примеров, когда андеграунд становился мейнстримом». Как вы относитесь к такого рода поэзии и какое будущие ждет музыку в целом на ваш взгляд?

- Мне кажется, сейчас музыкальная культура переживает определенный кризис. Мы где-то на стыке находимся и непонятно, куда все это выльется. Я говорил уже, что у нас сейчас мало хорошего материала. Есть, конечно, талантливые певцы, музыканты, но им нечего играть и петь. Все в итоге возвращаются к классике, шлягерам. Хип-хоп я бы все-таки остерегся назвать поэзией. Ребята пытаются и есть таланты, но то что я слушал из современных, то тексты там на тему «что вижу, то пою», лишь бы зарифмовать, а какой-то глубокой мысли нет. 

Кстати, Гнойного я видел в одном из фрагментов какой-то передачи и у меня возникло желание послушать что он делает, потому что рассуждает он достаточно здраво. Надо мне все-таки почитать и поинтересоваться. Хип-хоп ведь тоже отражение современности, как и авторская песня. Никто не будет слушать о мыслях прошлых лет, нужны актуальные темы. Также я думаю, Константин Борисович – человек другого поколения, поэтому он воспринимает все так. Сейчас уже даже мне тяжело порой понять молодежь. Вообще, для того, чтобы быть поэтом современности, нужно хорошо знать классику, чтобы был фундамент и в то же время быть в курсе трендов и интересов настоящего времени, вот тогда будет гармония. 

- Спасибо вам за интервью. 

Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook

Читайте также

09:50   25.01.2018

Выпускница уфимской киношколы напишет сценарий для компании «Дисней»

09:41   24.01.2018

В Уфе воссоздали утраченный культурный объект «Дом Бушмариных»

13:30   23.01.2018

В Башкирии стали известны лауреаты первой Нестеровской премии

17:40   18.01.2018

Уфа изменится к Фольклориаде -2020

17:31   18.01.2018

Мэрия Уфы выяснила мнение горожан о состоянии культуры