15:01 10.02.2022
Эксперт рассказала, как рост индекса промышленного производства повлияет на жителей Башкирии
Гульназ Хайри, фото предоставлены собеседницей ГорОбзор.ру
В Башкирии за прошедший год индекс промышленного производства составил 107,5%, что выше среднероссийского показателя на 2,2%. Отмечается, что такой результат республика показала впервые за последние 10 лет. Большое внимание сфере уделяет глава республики Радий Хабиров – под его руководством проводятся заседания в формате «Промышленный час», где решаются проблемы производств, оказывается помощь организациям для роста и развития. Кандидат экономических наук, и.о. заведующего кафедрой общей экономической теории Института экономики, финансов и бизнеса БашГУ Розалия Шарафуллина рассказала ГорОбзор.ру, как удалось добиться таких результатов, что это значит для всех жителей Башкирии и какие сложности для республики могут возникнуть в будущем.
Столь значимых результатов в промышленном производстве удалось достичь благодаря комплексной работе по нескольким направлениям.
В первую очередь стоит отметить пусть незначительный, но все же рост в добывающей промышленности, которая продемонстрировала спад в 2020 году в связи с соглашениями о сокращении добычи ОПЕК+ [Организация стран-экспортеров нефти].
Более значительные темпы роста продемонстрировала обрабатывающая промышленность. И здесь причиной является именно активность блока республиканского правительства, отвечающего за реализацию промышленной политики. Прежде всего речь идет о таком институте, как «Промышленный час», когда на периодической (ежемесячной/ежеквартальной) основе происходит выезд на предприятия, где на месте обсуждаются реальные проблемы и вырабатываются механизмы их решения. Этот институт позволяет решать конкретные проблемы. Есть еще институт «Инвестчас», где рассматриваются новые инвестиционные проекты. В 2021 году там участвовало 31 промышленное предприятие, сумма инвестиций составила 71,4 млрд рублей. Не первый год в республике проводятся крупные мероприятия, такие как Российский промышленный форум, где обсуждаются насущные вопросы промышленного развития и заключаются договора с инвесторами.
Свой вклад в рост индекса промышленного производства внесло и повышение производительности труда. Этого получилось достичь как в рамках национального проекта, так и в результате других системных мер, в том числе в рамках субсидирования. По мере внедрения нового, более совершенного оборудования увеличивается и производительность труда. По реализации мероприятий федерального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» силами региональных центров компетенций мы занимаем 3 место в рейтинге субъектов РФ. Рейтинг учитывает такие показатели, как выполнение плана по количеству реализованных проектов, укомплектованность сотрудниками, рекомендованными к реализации самостоятельных проектов, уровень удовлетворенности работой РЦК [Центра повышения производительности труда], тиражирование лучших практик и другие.
Стоит отметить работу Фонда развития промышленности (ФРП), в частности, функционирование программы поддержки легкой промышленности и лесопромышленного комплекса, когда предоставляется льготное заемное финансирование на реализацию проектов, направленных на модернизацию, техническое перевооружение, повышение конкурентоспособности продукции предприятий республики.
Значительную помощь предприятиям оказали меры поддержки по линии ФРП. В 2020-21 годах региональный ФРП входит в тройку лидеров российского рейтинга эффективности деятельности ФРП.
Также вклад в рост индекса промышленного производства внесло и дальнейшее развитие промышленной инфраструктуры в виде индустриальных парков. В 2021 году в РБ создано 3 индустриальных парка – «Уфимский», «Нижегородский», «Центр Агротехнологий».
Стоит отметить отдельную работу главы региона и правительства по созданию рабочих групп с ключевыми предприятиями страны и региона, такими как «Ростех», «Газпром», «Башнефть», УГМК и «Роскосмос», для выстраивания тесного конструктивного взаимодействия, в результате которого республиканские предприятия включаются в инвестиционную дорожную карту крупных холдингов.
Пандемия, с одной стороны, выявила узкие места, с другой стороны, показала возможности государства.
Существенную помощь и результативность оказали меры поддержки в рамках третьего антикризисного пакета. Он включал 66 мер на сумму 9,4 млрд рублей.
Поддержка промышленности посредством субсидирования помогла предприятиям продолжать вести активную деятельность. Так, субсидирование затрат предприятий легкой промышленности и лесопромышленного комплекса по приобретению специализированного оборудования и сырья в сумме составило порядка 200 млн рублей, субсидирование строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в рамках мероприятия по развитию рынка газомоторного топлива – 360 млн рублей.
Кроме того, реализации потенциала республиканских производителей способствовал эффективный государственный менеджмент, инструменты которого на данном этапе экономического развития показывают высокую эффективность. Члены правительства, Министерство промышленности, энергетики и инноваций, другие межведомственные организации и глава республики лично заинтересованы в улучшении социально-экономического положения, они продемонстрировали активную деятельность для реализации целей и перспектив развития региона.
Открытие в республике новых промышленных производств, инвестиционные вложения также положительно скажутся на дальнейшем росте индекса промышленного производства.
Какой мультипликативный эффект [когда при росте инвестиций валовый продукт будет расти в гораздо большем размере, чем первоначальные денежные инвестиции] можно будет спрогнозировать? Увеличение выпуска приведет к дополнительной прибыли, что является базой для новых инвестиций. Это отразится на увеличении количества рабочих мест, привлечении профессиональных кадров, повышении объемов официальной зарплаты. Все это приведет к росту налогооблагаемой базы, а значит, налоговых выплат и увеличению пополнения бюджета. Вклад промышленности в валовый региональный продукт составляет около 40%, в соответствии с чем можно прогнозировать, что ВРП тоже будет иметь динамику на увеличение. Как известно, рост ВРП коррелирует с уровнем жизни населения.
Одной из положительных сторон роста промышленного производства является увеличение количества рабочих мест.
Однако работодатели по-прежнему испытывают кадровый голод, по прогнозам эта тенденция сохранится в 2022 году. Соискатели выбирают регионы с наиболее высоким уровнем жизни. Как и прежде, лидерами по доле высоких зарплат стали северные и дальневосточные регионы с хорошо развитой прибыльной добывающей промышленностью, а также Москва и Санкт-Петербург, являющиеся финансовыми центрами страны. В нашей республике необходимо увеличивать возможности выбора для трудоустройства, а компаниям - предлагать наиболее выгодные условия труда и социальные пакеты. В рейтинге регионов по доле работающих с зарплатой выше 100 тысяч рублей в месяц Башкирия находится на 36 месте (3,7% по сравнению с общероссийским 8,8%). На данный момент диапазон наиболее распространенных зарплат в республике составляет 20-42 тысячи рублей, что также несколько ниже по сравнению с общероссийской ситуацией в 22-54 тысячи рублей. Это приводит к оттоку наиболее востребованных специалистов. Медианная зарплата в республике составила 35234 рубля (4 место в ПФО после Пермского края, Татарстана и Нижегородской области). В то же время стоит отметить, что Уфа по итогам 2021 года входит в пятерку городов-лидеров по росту медианной зарплаты (17% до 35 тысяч рублей), что говорит об имеющемся потенциале и возможностях роста. Если сравнивать медианную зарплату работников в разных отраслях, то максимальна она в производстве табачных изделий (100 302 рубля), добыче полезных ископаемых, производстве кокса и нефтепродуктов, а минимальна – в сфере образования (29 594 рубля), деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, производства одежды. Это должно заставить правительство, профильные ведомства и министерства задуматься о решениях проблем перекоса в уровне зарплат. Курс на увеличение роста зарплат и повышение престижности труда в таких стратегически важных сферах, как образование, наука, медицина, инновационные технологии, должен привести к ощутимым результатам в долгосрочной перспективе. Организация Евразийского НОЦ является движением в этом направлении.
Проблемные моменты связаны прежде всего с недостатком кадров, неравномерно развита система подготовки и переподготовки сотрудников.
Есть необходимость в увеличении числа учебных центров. Удачным примером может быть созданный учебный центр при УМПО, который частично решил проблему подготовки и переподготовки кадров в данной сфере. Необходима популяризация рабочих профессий, знакомство с ними на всех стадиях образовательного процесса, начиная со школьной скамьи, например, установка мини-станков в среднеобразовательных школах, чтобы дети воочию видели станочное оборудование. К примеру, Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) дает возможность популяризовать рабочие профессии, улучшить взаимодействие между профобразованием и рынком труда, увеличивая возможности подготовки специалистов под запросы реального сектора экономики, в том числе промышленного сектора. Привлечение профессионалов, в особенности молодых специалистов, должно стать одним из приоритетных направлений. Для этого необходимо создание достойных условий труда, обеспечение жильем, общежитиями, социальными квотами. При этом параллельно развивая качество, доступность (квоты и бюджетные места) среднепрофессионального образования, а также материально-техническую базу образовательных организаций.
Также хочется отметить и проблемы, связанные с инновационной активностью, инновации слабо внедряются в производства. Нет тесной связи между научным сообществом, формирующим инновации, и их внедрением в реальное производство. Отдельные предпосылки, безусловно, есть в регионе. Это и созданный в декабре 2021 года Центр содействия инновациям РБ, и создаваемый Евразийский НОЦ, и технопарки. Но это все точечные решения.
Основная сложность, на наш взгляд, будет заключаться в острой конкурентной борьбе как межрегионального, так и международного уровня за финансовые ресурсы, кадры, рынки сбыта.
Соседние регионы, мир не стоят на месте, чтобы поддерживать указанные темпы роста промышленного производства и передовые позиции в вышеуказанных рейтингах, необходимо использовать новые инструменты промышленной политики. Так как вклад в объем промышленного производства традиционно в республике достигается за счет нефтяного и энергетического комплекса, необходимо отметить, что модернизация, техническое перевооружение, применение ESG-принципов [экология, социальная политика и корпоративное управление] помогут поддерживать рост и стимулировать дальнейшее развитие в функционировании этих отраслей. Однако такие инвестиции показывают эффект в долгосрочной перспективе, но требуют значительного привлечения средств в коротком периоде, что вызвает сложности у большинства системообразующих предприятий.
Открытие новых производств предполагает и развитие инфраструктуры, которая на данный момент пока не догоняет темпы развития промышленности. Так как наша республика, как и вся Россия, в достаточной степени зависит от цен на нефтепродукты, нам необходимо делать упор на диверсификацию производств, а также на развитие новых цифровых технологий. Если мы не будем инвестировать в инновации, вкладываться в новые инструменты и технологии, то в условиях цифровизации сложности могут возникнуть уже в ближайшем будущем.
На наш взгляд, в республике в настоящий момент созданы все предпосылки для дальнейшего роста промышленного производства.
Среди них можно выделить:
- Создание и заполнение резидентами новых промышленных парков. Предполагается создать индустриальные парки под Благовещенском, в Нефтекамске – «Белкам», в Абзелиловском районе – по обработке камня. В настоящий момент в указанных потенциальных парках ведутся работы по развитию технологической инфраструктуры, привлечению резидентов.
- Активная кластерная политика в регионе, позволяющая привлекать федеральные средства в рамках кластера. В ближайшее время планируется создание станкостроительного кластера, кластера беспилотной авиации, кластера стекольной промышленности. Развитие кластера и наращивание объемов производства в них происходит не только за счет частных инвестиций, но и существенных федеральных средств.
- Использование новых финансовых инструментов: специальный инвестиционный контракт (СПИК), соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), офсетные контракты [государственный контракт на поставку товара для обеспечения государственных нужд субъекта РФ, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства] и другие. В настоящий момент идет формирование пакета документов по заключению СПИК между Минпромторгом России и ПАО «Нефаз», а также АО «Полиэф».
- Активность в рамках международного сотрудничества. Разрабатываются совместные проекты с предприятиями Узбекистана, Казахстана, Турции и другими. Активность правительства в данной сфере подтверждается занятием РБ лидирующих позиций по внедрению инструментов Регионального экспортного стандарта (РЭС 2.0), по итогам 2021 года регион внедрил 14 инструментов из 15.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях - ВК и Facebook