Уфа
-2º -2º
24
ноябрь
пятница
ЦБ 58.4622 -0.5439
MOEX 58.4825 -0.0025
ЦБ 69.1783 -0.2247
MOEX 69.3300 0.1725
НЕФТЬ 63.47 0.40
Главная
-
Новости
-
«Критика нужна. Без критики ничего не может быть. Другое дело - нужно эту критику превращать в осмысление»

Реклама

Общество

Глава Башкирии Рустэм Хамитов рассказал, как работал грузчиком вагонов в детстве

Общество

НКО Башкирии получат 60 млн рублей в качестве грантов от президента

Общество

В Башкирии открылся новый ФАП

Общество

В Уфе отремонтирован опасный участок дороги

Общество

Жительница Башкирии пыталась повторно обналичить сертификат на материнский капитал

Общество

В Башкирии ищут пропавшего Ягфара Хуснутдинова, страдающего эпилепсией

Общество

У водителя, погибшего при столкновении с автобусом в Башкирии, не было прав

Общество

В администрации Уфы прошли обыски

Общество

В Башкирии пропал мужчина, страдающий психическим заболеванием

Общество

В Башкирии при пожаре в доме погибла женщина, ее супруг получил ожоги

Ко всем новостям

Общество

«Критика нужна. Без критики ничего не может быть. Другое дело - нужно эту критику превращать в осмысление»

«Критика нужна. Без критики ничего не может быть. Другое дело - нужно эту критику превращать в осмысление»
Екатерина Тимиряева, фото Пресс-служба Горсовета Уфы

Интервью для ГорОбзор.ру председателя Горсовета Уфы Валерия Трофимова.

- Вы одновременно руководите компанией «Энергоинжиниринг» и Горсоветом Уфы. Управление в бизнесе и политике – похоже?

- Знаете, я бы шире ваш вопрос расшифровал. Что мы понимаем под политикой? Знаете, у нас несколько понятий. Самое главное, первое, - в переводе - это государственная власть. В муниципалитете, хоть этот элемент есть, в моем понятии вот этой политики быть не должно в органах самоуправления, муниципальной власти. Чем ее меньше здесь - тем больше дела. Потому что муниципальная власть - неважно в каких ветвях - законодательной или исполнительной - основную роль имеет это, по-русски говоря, обслуживание населения. Все сферы человеческой деятельности, это обустройство жизни людей. И чем больше там не политических мотивов, а хозяйственных, тем, повторюсь, лучше дело.

Есть и второе понятие политики как стратегического направления деятельности. Такая политика и бизнес - а я долгое время возглавлял крупное акционерное общество -  существенных отличий оно не имеет. Почему? Потому что они построены на одном принципе. Я говорил как-то одному из изданий, самое устойчивое в экономике создание - это акционерное общество. Есть собственники, есть те, кто создает стратегию и осуществляет контроль за исполнительной властью. Так называемый Совет директоров. И есть исполнительная власть - директор и вся команда. Что в хозяйственном субъекте, что в городе, абсолютное построение одинаковое. Только там собственник кто-то, в городе собственники - это жители. Там Совет директоров избирается кем? Собственником. Здесь - фактически он избран народом. Мы все избраны народом. Но мы не занимаемся исполнительной властью и не лезем в траншеи, для этого есть исполнительная власть, для которой мы задаем, исходя из желания собственников стратегию, направление и контролируем это исполнение. А это уже исполнительная власть, к которой мы точно также подписываем контракты с директором и абсолютное совпадение в том, что собственники у нас - жители города - хорошо знают исполнительную власть. И мало кто знает Совет директоров. Так и в хозяйственных субъектах. Потому что исполнительная власть - это каждый день - исполнение, каждый день - работа. Каждый день. И вот там уже появляются и трубы, и рельсы, и вода, и газ, и тарифы и все остальное. Конечно, они более известны и более на виду, но у каждого своя роль. Поэтому к вопросу, чем они отличаются – ничем. Просто мы исполняем роль Совета директоров самого устойчивого субъекта экономики - акционерного общества, где наши жители - собственники. И что считают они нужным, то мы, как Совет директоров, должны выработать и указать исполнительной власти: «делать надо вот так».

- Собственники города - уфимцы - выступают зачастую критиками власти. Как Вы оцениваете эффективность взаимодействия с ними и насколько в целом активны горожане?     

- Вы коснулись очень хорошей темы. Критика нужна. Без критики ничего не может быть. Другое дело - нужно эту критику превращать в осмысление. Вот это реально проблема или это просто, грубо говоря, профанация. Зачастую это просто критика. Уверяю, к нам поступает много жалоб именно на действия исполнительной власти - «не исполняется то, плохо делается это». Поэтому если назвать это критикой, это нормально. Она нужна, иначе не будет обратной связи. Мы можем работать впустую, не понимая - мы правильно делаем или неправильно.

Что касается активности, то я бы сказал, что активность нужно повышать. Повышать в разы. Потому что мы понимаем, что процентов 90 от этих процессов вообще уходит и уходит в негатив - «мы бесполезны, нас никто не слушает, ничего мы не изменим, всех надо менять». Но мы же стараемся довести вот именно на наших встречах с людьми, когда люди должны понимать, что нам не надо стучаться во власть, которая месяцами иногда не откликается или впустую не отвечает. Вот приди, а это любой может, с тем же депутатом, оформи запрос и он уже не пропадет. Да, он, может, не решится моментально, но он всегда будет на контроле. И многие вещи сдвигаются. Когда люди видят, что этот процесс идет, я уже могу десятки примеров за этот год привести в таких случаях, конечно, активность людей будет повышаться. Они начинают понимать, что от них многое зависит. И верить, по крайней мере, что их слушают, прислушиваются к их мнению. И вот этой активности недостаточно. Потому что, начиная от подъездных, лестничных площадок, сам живу в многоэтажном доме, не новеньком, стареньком, 25 лет ему, все знаю прекрасно, не оторван от жизни. Но там, где есть активная часть, неважно - старший по дому, пенсионеры - но поставлены людьми, чтобы разобраться, что происходит, там начинает наводиться порядок. И, конечно, депутатам легче, когда не митинги мы проводим о том, что у нас все плохо, мы и так знаем, где у нас плохо, но когда мы находим конструктив или когда мы помогаем, пользуясь возможностью в качестве депутатов обращаться к чиновникам. И любой из них нам обязан ответить в определенные сроки, с раскрытием всех документов, то есть имеется возможность залезть вглубь этого вопроса. Как часто и происходит.

Мы не просто критикой или самокритикой занимаемся, мы начинаем «разруливать» процессы. Если на этом фоне появляются глобальные вопросы, конечно, мы себе не просто берем на заметку, а смотрим шире, в рамках города, что мешает - нормативная база или другой процесс или просто строптивость чиновника? Мы же должны в этом разобраться. Вот это как раз тот орган, который и призван это делать, и функцию такую имеет. Во-первых, слышать от людей, во-вторых, контролировать исполнительную власть и искать новые пути решения.

Но Вы правы в одном, что было несколько по-другому, время меняется, люди меняются, конечно, сейчас нужно активности больше, не только со стороны людей, но и таких вот органов власти как наш городской совет. В чем? Больше общения с людьми. Общения именно. Потому что мы понимаем, что чем массивнее вопросы, которые будут сформулированы перед нами, тем больше мы можем сделать в своей деятельности. Поэтому всех ориентирую депутатов, дополнительные поручения даю.

И подробнее о дополнительных направлениях работы Горсовета. Появились новые. Вы же знаете, что Горсовет работает по принципу всех депутатских советов - это работа в округе, решение проблем конкретных людей, территорий и законодательная деятельность. Но этого мало становится сегодня. Понимаем, что Совет городского округа - сегодня орган, который избирался людьми в принципе по всем направлениям деятельности. У нас есть и врачи, у нас есть и социальные работники, промышленность, бизнес, наука, у нас все это есть и есть профессионалы, которые авторитетны в своих кругах. Поэтому, конечно, нам сформулировать задачи, которые мы видим проще. Но, с другой стороны, мы не можем в стороне стоять и смотреть: как там исполняется? Поэтому вот с самого начала мы для себя определили еще дополнительную деятельность. Это активизировать процесс инвестиционный, мы понимаем, что бюджет достаточно напряженный, тяжелый, и нам нужно развивать подходы к тому, чтобы частный бизнес все-таки деньги свои в город начал вливать. Второе - это то, о чем мы говорили, активизация самоуправления, если хотите. Именно активизация каких-то групп людей по определенным интересам. Неважно ЖКХ и так далее начнут собираться в одно, не крики с разных сторон, а обсуждение проблем, а может быть и консолидация.

Пример приведу. У нас много общественных организаций - ветеранских, патриотических и так далее. Они разной формы. Кто-то имеет центральное управление в Москве, кто-то региональный, кто-то чуть ли не муниципальный. Все занимаются одной из самых социально-значимых проблем общества. Но они настолько все разрозненны и естественно, что все испытывают проблемы с тем же финансированием, потому что государство не может удовлетворить запросы каждого и в общем-то делать этого не должно. Но мы понимаем, что сегодня произошли новые изменения: государственная поддержка вот таким организациям в виде грантов НКО. На это очень серьезные деньги федеральная и республиканская власть направляет. Но их нужно консолидировать.

- Вы указали на два основных направления: привлечение инвестиций и консолидация общественных организаций. Как это идет в Уфе сегодня?

- Могу сказать в плане инвестиций. Есть серьезные продвижения. Конечно, не на пустом месте это все. В целом инвестиционные вопросы очень серьезные и в республике, и в городе. Тем не менее мы все-таки видим, что в городе Уфе примерно по 2017 году примерные инвестиции составят 160 млрд рублей  - примерно так и будет - потому что прогнозы такие идут. Но мы хорошо понимаем, что из них 150 млрд - это инвестиции собственников предприятий в сами предприятия. То есть берем любой завод, который на территории Уфы расположен, а они же все модернизируются, они новые технологические цепочки запускают, они вкладывают собственные деньги, а мы говорим о том, что на нашей территории предприятие такое-то вложило 10 млрд рублей. Инвестиционный процесс? Да, конечно. Но мы не меньше заинтересованы в инвестициях в инфраструктуру города. В обновление электротранспорта, в обновление сетей того же «Уфаводоканала», «Уфагорсвета». Мы должны соответствовать 21 веку. Наконец, инвестиции в зоны отдыха. Мы видим шикарные парки, скверы появляются, но они пустые. Почему не идет бизнес туда? Почему? Потому что не созданы условия. Чтобы понять этот процесс, мы запустили механизм координации инвестиционных процессов. Мы назвали ее «группа по координации инвестиционных процессов на территории города». Причем, мы понимаем, что этот процесс сложный. Необходимо выработать механизм увлечь этого инвестора, здесь в городе, какие преференции он может получить. Второе – использовать существующий механизм в республике, чтобы процессы, проходящие в городе, поддерживались в том числе и как приоритетные в республике Башкортостан, которая дает дополнительные преференции инвестору.

Следующее - настроить нужно механизм поддержки федеральных органов. Я могу вас уверить, что за эти полгода мы прошли этапы, которые иногда годами длятся. Мы не просто нащупали, мы, действительно, работаем вместе с республикой над этими процессами. В рабочую группу Совета по координации инвестиционной деятельности вошли представители 5 министерств республики, на уровне моего заместителя этой рабочей группы вошла председатель Инвестиционного фонда Российской Федерации «Регионы - устойчивое развитие». Мы не говорим, что этот механизм не использовали до нас. Мы все процессы постараемся сложить и сегодня могу одно сказать, что заявка, которую мы вместе с органами власти республики отрабатываем на некоторые инвестиционные процессы в городе, в том числе те области, которые сказал, на следующий год отрабатывается на сумму около 15 млрд рублей.

- О каких проектах идет речь?

- Блочно. Стремление сделать Уфу совершенно другой по яркости. Требует примерно 1,5 млрд рублей инвестиций. Это будет современное освещение, современная иллюминация, современная подсветка зданий. Это все-таки 21 век и это - столица республики. Модернизация такого хозяйства как «Уфаводоканал» - около 2 млрд рублей. Среди новых проектов есть модернизация и строительство некоторых путепроводов, и трамвайных путей, которые нам необходимы. Эти суммы уже обозначаются в 2 и 3 млрд рублей.

Понимаете, мы всегда ждем понимания, что государство найдет деньги и даст нам. Государству сегодня сложно с деньгами. Но государство и не может дать сразу всем то, что им нужно. Значит, нужно искать деньги, которые будут привлечены от других организаций. От инвесторов, которые сегодня позволят все это осуществить достаточно быстро, а вот государство может с инвесторами расплачиваться 10-летиями. Это тот механизм, который существует в мире. Новые объекты не появляются без инвесторов. Это наиболее перспективный механизм. Ведь, Ла-манш строило не государство, а банки. Это та концессия современная, ГЧП, это тот Восточный выезд, для реализации которого нашли все-таки выход, и это тоже привлечение частных денег, которые государство будет потихоньку оплачивать, и частично инвестор будет зарабатывать сам. В проекте Восточный выезд Уфы - плата с автомобилистов.

В городе немного другое, хотя и эти процессы будут. Мы понимаем, что «Горсвет» деньги ниоткуда не возьмет, если у него оборот сегодня 200 млн рублей, а ему нужно обновить и сделать современным этот город, - 1-1,5 млрд рублей. Что касается освещения, то мы с администрацией обсудили и считаем, что в первую очередь кроме серьезной подсветки должно быть, действительно, очень ярко в городе ночью, чтобы проезды все были безопасными и красивыми. В каждой части города должна появиться центральная улица такая, где бы мы видели, что это, действительно, 21 век. Это современно и не уступает европейским городам и так далее. Понимаете? Вот над какими процессами работаем, и я могу сказать, что работа тяжело идет. Но мы ее ведём. И теперь уже идет обработка конкретных проектов, детализация - сколько это дает экономии в год, в каком объеме это может быть оплачено из бюджета или коммерческие интересы. Вот так скрупулезная работа, которую мы инициировали и занимаемся. Думаю, что в 2018 году мы многие вещи уже увидим. Есть у нас наработки.

Пусть Вам не кажется, что мы оторваны от жизни. Мы понимаем, что есть горожане, которые продолжают жить в бараках, а мы говорим об освещенности города. Казалось бы разные вопросы, освещение  и улучшение жилищных условий жителей, а процессы одинаковые. Нужно запустить процесс инвестиций и они появятся в жилищно-коммунальных и бытовых направлениях.

Что касается активности горожан, то там несколько сложнее. Концентрация сил над этим требует многих подходов. Мы должны отработать механизм, который сегодня существует в Российской Федерации, в региональных грантовой системе этих НКО. Мы ведем диалог и с Общественным фондом развития города, и Общественной палатой республики, где объединены многие общественные организации. Самое главное - дать возможность этим общественным организациям прецедент организации НКО, патриотической или другой направленности, работать в своей деятельности спокойно и размеренно. А это даст заразительный пример и для других.  Возможно, в 2018 году будут такие результаты.

- При всем при этом Уфа – единственный сегодня мегаполис в России, где депутаты работают на общественных началах, то есть бесплатно. При каких обстоятельствах, на Ваш взгляд, условия контрактов могут быть пересмотрены и вообще есть ли такие планы?       

- Федеральный закон многообразен по построению муниципальных влияний. Есть регионы, где депутаты Совета получают зарплату, в нашей республике не получают. И хорошо, что не получают.

С людьми надо разговаривать. Проблемы были всегда - и на заводах, и на фабриках и в обществе, и ты понимаешь, как депутат или как руководитель идешь к людям и первые 15 минут тебя будут «бить» и говорить все, что о тебе думают. И мы через это проходим. И это надо уметь выносить. Но через 15 минут будет разговор. И вот там нужно обсуждать проблему. Не прятаться. Это хорошо. И здесь - а люди все одинаковые - мы понимаем, что первой фразой зачастую идет «да, вам хорошо, вы там получаете по 200 и 300 тысяч рублей, вы там живете в коттеджах». И здесь сегодня ситуация для многих из нас проще. Я не получаю зарплату за эту работу. И это помогает в общении с людьми. Мы разговариваем на равных. Мы многое, обсуждая, можем решить. Наверное, сегодня такое время, когда это помогает. Нас никто не ограничивает в своих правах и депутат имеет все возможности дойти до самого края проблем и решить их при желании, если, конечно, оно законно.

- Бюджет города Уфы. На 2017 год впервые был спланирован бездефицитный бюджет.

- Бездефицитный был запланирован, это правда.

- Ранее сообщалось, что по доходам он будет в размере 22,9 млрд рублей и 22,4 млрд – по расходам. Вы неоднократно говорили, что казна Уфы – одна из самых маленьких среди городов - миллионников.  Какие действия предпринимаются властями, чтобы выправить ситуацию?  

- Глобальный вопрос, да. Я бы его хотел со всех сторон рассмотреть, чтобы было понятно. С одной стороны, мы имеем, действительно, бюджет один из самых небольших среди городов - миллионников. Примеры тому есть. В Екатеринбурге там на 1,4 млн населения больше 40 млрд рублей. У нас собственный бюджет, который мы собираем налоговых и неналоговых платежей на 1,1 млн жителей - 10,2 млрд рублей. И дотации, субвенции от республики еще примерно 15-16 млрд рублей. То есть в итоге имеем 26-27 млрд рублей - тот бюджет, который сегодня исполняется. И это было в прошлом году и могу вас уверить, что резких увеличений не будет. Может быть, даже и небольших увеличений, кстати говоря, тоже. Почему? Потому что законодательство, которое существует по формированию бюджета, оно четкое и ясное - это межбюджетные положения. Основной является - часть налога на НДФЛ, мы собираем почти 4 с лишним миллиарда рублей. Республика в этом плане на следующий год дала преференции, мы будем получать дополнительных 3%, это даст еще порядком 700 млн. Из строения тех налогов, которые город собирает сам, у нас никогда не было налога на имущества юридических лиц, это был республиканский, федеральный налог. Республика тоже пошла навстречу городу и создала такой прецедент, когда часть налога, по-моему, 5%, налог на имущество юридических лиц тоже будет прямым доходом города.

- Это с 2018 года?

- С 2018 года, да. То есть идут некоторые преференции. Вы понимаете, сегодня 10 собственных, будет 11 млрд. Конечно, это значительные средства. Могу вам сказать, что все эти деньги, которые собираются на поддержание, содержание, на зарплаты учителей, на образование и так далее, все это идет и на содержание самого города, но его, конечно, не хватает. Говорить сегодня о резком увеличении нельзя, потому что есть положения, но раз города другие, миллионники, имеют несколько другую пропорцию, значит, они научились свой бюджет пополнять. Понимаете, любая предпринимательская деятельность имеет налоговую составляющую. Появляются и дополнительные доходы с оборота этих компаний. Чем больше активность на территории города организаций и юридических лиц, тем больше мы будем собирать. С другой стороны, получаем двойной эффект. Если у нас будут созданы эти механизмы, над которыми мы работаем, по развитию самого города, это фактически прямые инвестиции в город, ему и бюджет-то такой, может, не нужен будет, как мы сегодня рассуждаем и говорим: «Нам бы хорошо 40 млрд рублей иметь». Конечно, хорошо. Мы бы тогда на эти деньги строили то, о чем я вам говорил, но их нет. Поэтому запускать механизм инвестиций, активности частных денег обязательно нужно. Бюджет, может быть, будет не так сильно расти, но мы увидим результат очень быстро.

-Минфин Башкирии говорил, критикуя финансовую работу мэрии, что нужно активнее работать по сбору арендных платежей. Прислушались ли к мнению Минфина?

-Видите, опять двойное положение. С одной стороны, из чего исходят арендные платежи, они же нормированы тоже? Они зависят от стоимости этой земли. Вы знаете, какие процессы есть, идут. Что такое кадастровая стоимость? Если повышается кадастровая стоимость, то растет и арендная плата. Получается абсурд. Мы с одной стороны, ждем, что у нас с этого, прогнозы строили, мы соберем 1,5 млрд рублей только налога, вернее арендной платы за землю, а в реальности собираем 500. Почему? Потому что запущен процесс споров, судебные процессы, оспаривание кадастровой цены, и эти процессы очень активно идут, это коммерческие интересы.

- Большинство жалоб заявителей Комиссиями при Росреестре поддерживаются.

-Абсолютно точно. То есть я сказал бы, что они проигрываются государством. И не потому, что она не соответствует, просто ответная сторона не готова к этим процессам. В государстве нет сегодня организации, не было до последнего времени. Я знаю, что министерство имущества работу эту концентрирует в республике, создает эти команды, которые будут защищать  интересы арендодателей. Я вас уверяю, там еще будет паритет, потому что это профессионалы. Сегодня их нет, и суды признают это дело в пользу заявителей. Город теряет? Однозначно теряет.

На что сегодня идет город, чтобы пополнить эту как бы проваливающуюся статью? Повышает ставки на существующую стоимость. Он вынужден это делать. Почему? Цена земли в Уфе, по сравнению с городами в ПФО, с тем же Екатеринбургом и так далее, намного меньше. Раз мы проигрываем здесь, значит, мы будем увеличивать стоимость, вернее, ставки за эту аренду. И этот процесс тоже запущен. Он спорный и многие не соглашаются, и в суды подают. Но у города нет других вариантов. Вы не признаете федеральную стоимость и оспариваете, а город как должен пополнять? Как научить дорожить этой землей? Мы же прекрасно понимаем, что сегодня коммерсанты, вроде бы, с одной стороны, поставлены в жесткие условия, когда цена увеличивается даже в несколько раз. Но, с другой стороны, мы понимаем и другое: вы как пользуетесь землей? Мы же прекрасно видим огромные базы пустующие. Это в некоторых случаях сегодня бесценок. И человек платит там, неважно, 50 тысяч рублей в месяц и его это удовлетворяет. Но, наверное, нужно вернуться к тому, что если будут очень серьезные подъемы в цене, землей будут дорожить, и собственники, скорее всего, будут отказываться от той земли, которая им, действительно, не нужна. Еще один вариант - будет диалог.

- Насколько поднялась ставка в процентном соотношении, можете сказать? Порядок цифр хочется понять.

-Я могу сказать, что там разброс очень большой. Мы их принимали в мае, они зависят от того, какую деятельность ведут предприятия. Для промышленников - незначительные, для оптовых баз - в 2,5 раза. Это разбаланс. Мы прекрасно понимаем, что нельзя нарушить сильно, но понятно, что предприниматели против любых изменений.     

- Вы говорите, в Екатеринбурге порядком 40 млрд рублей бюджет, у нас - 26. При каком объеме бюджета Уфы можно говорить о стабильном, динамичном развитии города?

- Можно сказать так, если бы у нас было 40. Но мы понимаем, что это нереально. Нереально сегодня. Откуда они могут появиться, эти 40 млрд рублей? Нам нужно весь бюджетный кодекс пересмотреть. Республика или федеральная власть должна отказаться от какого-то налога и отдать его в пользу города. Да, такие рассуждения идут. И на уровне федеральной власти. Вы знаете, что в Госдуме обсуждают эти вопросы, сегодня муниципалитеты все в очень сложном положении. Регионы - тоже. Потому что основная доля уходит в федеральный бюджет, но они потом возвращаются в качестве субвенций и так далее. Я бы о другом говорил. У нас не так остро будет стоять вопрос уровня бюджета, если будет запущен процесс совместной работы государственного и частного капитала. Еще раз говорю, развитие города - это развитие всей его инфраструктуры: городского транспорта, систем водоснабжения, строительство новых парков, скверов, развлечений. Это все должны быть частные деньги.

- Неоднократно говорилось, что в нынешнем составе Госдумы достаточно много депутатов, бывших мэров российских городов. И есть ожидания, что именно они будут работать над изменением законодательства в отношении муниципалитетов. Есть ли уже какие-либо наработки?

- Наверное, это не нашего уровня вопрос. Да, мы участвуем в разного вида слушаниях, в том числе как депутатский корпус. Знаю, что и на федеральном уровне эти вопросы рассматриваются. Но я не думаю, что это будет в ближайшие год-два. Потому что это нужно очень серьезные основополагающие бюджетные изменения провести…  Опыт других стран показывает, что в принципе этот вопрос, наверное, актуален. Например, Китай. Город сколько собирает, треть оставляет себе, треть отдает провинции и еще треть уходит в федеральный бюджет. Вроде бы справедливо. У нас несколько другой подход сегодня. По нашим прикидкам в городе остается 10% от всех собираемых здесь средств. 35% уходит республике и остальное - в федеральный бюджет. Вот таков бюджетный кодекс.

- Весной на заседании Горсовета Уфы премьер-министр Рустэм Марданов заверил, что сложной ситуации в части уборки снега Уфы, как это было прошлой зимой, предстоящей власти постараются избежать. В частности, обсуждалось выделение средств на покупку снегоуборочной техники, а также корректировки нормативно-правовой базы. Что на сегодня сделано? Ждать сложности этой зимой?

- Зимнюю погоду невозможно предугадать. Мы же не знаем, будет снег или нет. У нас, действительно, в прошлом году очень серьезная обстановка сложилась. И, кстати говоря, не только у нас. Такова жизнь. Многие города столкнулись с этой проблемой. И, конечно, говорить о том, что город во всеоружии встретил прошлую зиму - нельзя. Конечно, не готовы все были к такому снегопаду и эта проблема акцентировалась. Мы много раз подходили к ней с республиканской властью.

То, что ничего не сделано, не могу сказать. Почему? Потому что знаем, что для региона есть не только Уфа. Есть Стерлитамак, Салават и другие. И решить проблему всем городам - а они, ведь, тоже по полмиллиона жителей скоро будут иметь некоторые - это серьезно и, наверное, республика бы не смогла одновременно этого сделать. Республика пошла по другому пути. Она очень сильно укрепила такую организацию региональную как «Башавтодор». Зачем? Для того, чтобы, если возникнут подобные, как в прошлом году проблемы, решать их с помощью централизованных техмобильных бригад, которые могут помочь городам. Это раз. Второе - город, - конечно, и мы акцентировали эту проблему, - по-другому сегодня рассматривает и свой подход к этой проблеме. В чем? Большинство проблем возникло не из-за того, что у нас не хватило техники. Ее действительно не хватает, если бы ее было тысячу, мы бы запустили и, наверное, все бы почистили сразу. Но понимаем, какие это расходы и все эти темы закрыть сразу невозможно. У нас было непонимание и непостроение в городе схем взаимодействия с организациями, которые на территории города работают. Те собственники, которые имеют предприятия, торговые комплексы и так далее, которые имеют свои магазины, центры и так далее, они совершенно не были включены в эту работу. Никто по сути дела, кроме городских властей, не занимался этой проблемой. Но у нас есть управляющие компании, которые собирают с людей деньги и которые не подотчетны власти. Мы отклика не видели и систему взаимодействия с ними тоже не имели, только пререкались. Он вроде бы должен это делать по своим функциям, он получил лицензию, он должен обладать техникой, но они не убирают дворы. Городская власть вмешивается и должна делать, это же люди города. Вот это непонимание тоже нашло сегодня отклик. Во-первых, администрацией заключаются договора с организациями строительного комплекса, сельхозкомплекса на случай, если такое произойдет - а у них тоже есть техника - чтобы привлечь ее для очистки. Второе - появилась интерактивная карта, где, грубо говоря, житель видит, чей это район. Но не для того, чтобы, я извиняюсь за выражение, «снять напряженность власти и крикнуть, что не город виноват». Город в любом случае будет виноват, потому что это - территория города. Если ты - власть, ты должен найти не просто контакт, со всеми собственниками, кто должен убираться, но, наверное, и власть применить. Чтобы они свои функции исполняли. Многое в этом году в этом плане сделано. Конечно, более того даже появились законодательные инициативы у города, которые сегодня с помощью наших депутатов республики в Госдуме начинают обсуждаться - мера ответственности за благоустройство тех организаций, которые работают. Вполне возможно, что скоро появится закон, обязывающий эти организации, действительно, отвечать и материально в том числе за то, что они не делают той же зимой. Поэтому, конечно, сдвиги есть.

Но, с другой стороны, мы очень сильно понимаем взаимодействие нужно наращивать. Вот, пример - ливень 4 сентября. Что здесь может власть сделать? Мы понимаем проблему ливневок. Но я вас уверяю, если бы даже ливневки были не в таком состоянии, к которому город начал подходить некоторое время назад - строить их, а это очень затратно, но тем не менее продолжается работа - какие ливневки могут справиться с таким потоком из-за осадков двухмесячной нормы? Мы понимаем, что все проблемы не решишь. Но, могло ли это пройти по-другому? Да, уверяю вас. Если бы те же службы, неважно, - ГИБДД, чрезвычайные службы - локализовали по крайней мере наиболее сложные участки, чтобы люди не попали в этот поток, перекрывать движение, то было бы, возможно, иначе. Мы говорим о немедленном реагировании, да? Конечно, было бы меньше эксцессов. Показывали, как с колясками уплывали… Ну, это же можно было сделать? Это как раз взаимодействие муниципальных властей уже с федеральными. Ведь, ГИБДД у нас федеральная структура, МЧС - тоже. Вот к чему нам нужно идти. Город научился быстро исправлять последствия стихийных бедствий. Это тоже очень хорошая заслуга города. Потому что со стихийными бедствиями бороться нельзя. Их нужно уметь очень быстро устранять и создавать безопасные условия, давать реакцию, то есть люди не должны быть на улицах в это время. Транспорт не должен ездить просто, как в рабочий день. Все перекрывать нужно немедленно. И второе - очень быстро убирать последствия. Даже при таком стечении обстоятельств, как потоп, через день уже все было сухо и убрано, согласитесь, это тоже надо уже уметь. И это - заслуга исполнительной власти города. Но еще бы хорошо усилить взаимодействие с очень быстрым реагированием на такие ситуации, чтобы стихийное бедствие не принесло бед.

- По ситуации с уборкой снега уточните, пожалуйста. В начале осени этого года в городской администрации заявляли о том, что коммунальщики располагают парком в 410 единиц снегоуборочной техники. При этом еще раньше, весной начальник Управления по обеспечению жизнедеятельности Уфы Андрей Федосов сказал, что по нормативам положено 1288 единиц. Как Вы уже сказали, город будет привлекать технику промышленных предприятий, торговых центров, управляющих компаний и так далее, известно ли какой парк снегоуборочной техники будет по сути в распоряжении столичных властей предстоящей зимой?

- Это некорректно так считать. Еще раз говорю: если бы мы сегодня имели 1288 единиц снегоуборочной техники, конечно, можно было бы не беспокоиться ни о каком снегопаде. Они бы монотонно чистили бы и все. Но, с другой стороны, мы понимаем, что у нас зима такая может быть раз в 10 лет. А может и каждый год. Но мы этого еще не видели. И вот эти единицы, которые стоят до миллиарда рублей, они просто будут стоять. Это эффективные на сегодня расходы бюджетных денег? Нет. Я считаю, наоборот, очень эффективно если город научится взаимодействовать с теми собственниками и с теми территориями, которые работают здесь.

- В этом году администрация Уфы оказалась в центре громких расследований. Судебное дело рассмотрено в отношении вице-мэров Ильдара Хасанова, Владислава Никитина, в процессе - Александра Филиппова и других чиновников. Как вы оцениваете такие новости?

- Я бы, наверное, все воедино не соединял. Я понимаю о чем вы говорите. Надо немножко различать, когда судебные органы уже вынесли свое решение, да? Правильное, неправильное, но это решение суда. А то, что вы назвали, допустим, там судебных дел еще многих нет. Да, есть отстранение по предложению следствия от работы, но это нормальный процесс, когда действительно объективно могут посмотреть со стороны. То есть я бы в одну кучу не валил.

Но если мы все-таки говорим о таком звучном - уголовные дела есть - то бесспорно это нарушает просто имидж власти, доверие к ней. И это очень плохо. Второе хотел бы сказать: в сегодняшних условиях, когда, действительно, людям сложно жить, наверное, кадровые ресурсы, их подбор, должен быть изменен. Все-таки на руководящих должностях и в первую очередь в муниципалитете, где есть именно прямое общение с людьми каждый день и каждый час, конечно, порядочные люди и кристально честные должны быть. Иначе мы получим эффект обратный. Власти верить не будут, что бы ты не делал, что бы ты не говорил. В этом, конечно, имидж власти серьезно нарушен.

Что надо делать? Мы об этом говорили. Конечно, нужно подбирать людей тех, которые будут честно и порядочно исполнять свой труд - раз, и второе - в моем понимании, командный стиль должен проявиться. Знаете, он в чем заключается? Я по примеру предприятия скажу. Если директор завода нашел у своего подчиненного изъяны, то это - его заслуга. Он наводит порядок. Если нашли внешние органы - то это его недостаток. И что бы не говорили, что бы не делали, чтобы восстановить доверие людей этот командный стиль нужно использовать. Это твои люди. И так должно быть на всех уровнях власти, иначе у нас доверия не будет. И общения с людьми не будет. Это мое мнение.

- И последний вопрос. До конца года и начала нового осталось меньше двух месяцев. Какие основные результаты и планы на будущее Вы бы отметили?  

- Что касается Совета. Мы говорили об этом в начале года - какие направления деятельности мы видим, мы очень сильно стараемся, не считаясь со временем, вот эти ключевые направления особенно внеплановые, которые очень важны для города сдвинуть. Я не скажу, что доволен результатами. Но та активность, с которой мы включились в это дело, мне кажется она в следующем году уже реальные результаты может дать. Работаем над этим. И над первым направлением, и над вторым. Поэтому это ожидание 18-ого года, мы включились в эту работу.

Если говорить о городе, он развивается. Потихоньку, но развивается. Зелени прибавилось, скверы появились. К сожалению, есть недостатки - нам нужно развивать промышленное производство. Нам нужно создавать рабочие места. Конечно, в этом направлении работа ведется в основном республикой, потому что мы знаем, что и иностранные компании появились сегодня в зоне деятельности республики, которые будут строить крупные предприятия и это очень хорошо. Это рабочие места, это налоги, это загруженность людей. Но это одна из болевых точек.

Город в этом году очень сильно подтянулся по дорогам, вы видите, с помощью федерации. Очень много улиц было сделано. И эта программа продолжится до 2022 года минимум, думаю, что большая часть города будет с дорогами хорошими.

Серьезная программа пошла по благоустройству дворов, в этом году 81 двор. Это более 100 домов, задействованных в программе. Тоже очень хорошо. Потому что, когда внутри домов наводят порядок, в том числе и расширяются стоянки, появляются детские площадки, зелень, это, конечно, здорово. И эта программа тоже многолетняя. И мы надеемся, что очень много будет сделано. Это программы софинансированные и там небольшая часть должна быть от людей. В этом году заявок, наверное, на три года вперед. Потому что люди поняли, что у соседей это сделано и в принципе немного нужно. Нужно желание, свое видение, чтобы проект получился. И участие в этом проекте. И не обязательно деньгами. Физической работой тоже. И пошла активность. Если эта программа сохранится со стороны федерации, а это серьезное финансирование. Город серьезно преобразится.

Изменения идут. И я считаю, что направление развития города правильное. Что хотелось бы? Наверное, как любой город жизнеспособный и культурный, в нем должно быть три вещи, которые в свою очередь должны развиваться. Это историческое - к сожалению, у нас мало. Мы много ездили по другим городам и есть очень красивые исторические кварталы, где можно пройтись и остановиться. Нам нужно формировать эту историю города отдельно. Второе - современная часть, которую называют city - то есть деловые центры очень серьезные, многопрофильные. После Москвы они стали появляться. Это бизнес и это налоги. И, конечно, промышленность. Не может быть миллионный город без серьезной промышленности. Нам бы еще таких предприятий, как УМПО, нефтяные заводы и, наверное, все бы тогда нормально складывалось. Так должно быть, чтобы город был жизнеспособен на протяжении длительного времени.

- Спасибо за интервью!   

Беседовала Екатерина Тимиряева.      

Читайте также

Общество

«Критика нужна. Без критики ничего не может быть. Другое дело - нужно эту критику превращать в осмысление»

Экономика

В суд поступило фальшивое заявление о мировом соглашении АФК «Система» и «Роснефти»

Общество

К новому году шампанское и игристые вина подорожают на 10-15%

Реклама

Общество

В северной части Уфы козлы разгуливали у дверей суда

Происшествия

В Башкирии женщина с дочерью и зятем убила мужа топором

Общество

Из Уфы запускают чартерные рейсы в Китай

Общество

Обманутые дольщики «Башстроя» прекратили трехнедельную голодовку

Общество

В Уфе боты сорвали голосование за название для нового сквера

Политика

Вице-премьер привлечен ответчиком по иску организаторов митинга за отставку главы Башкирии

Общество

В Уфе спасатели доставили до машины скорой помощи пациента весом 150 кг

Общество

Прокуратура Башкирии потребовала защитить от лесорубов «Борисовские печи»

Реклама

Экономика

Ставку по ипотеке в Башкирии планируется снизить до 4 - 5%

Общество

В Башкирии посетительница хаммама отсудила компенсацию за некачественные услуги

Происшествия

В Башкирии госпитализирован 45-летний мужчина, получивший сильные ожоги при пожаре

Происшествия

В Салавате с пожара эвакуировали 35 человек

Экономика

«Башмилк» построит в Башкирии мегафермы по производству молока

Происшествия

В Уфе в сгоревшем вагончике обнаружен труп рабочего

Политика

В Башкирии сократят срок подключения к газу, который сейчас составляет 410 дней

Экономика

Специалисты в Башкирии, выезжающие работать в село, получат по 300 тысяч рублей

Общество

«Уфаводоканал» закупает 4 тонны реагента для очистки воды

Реклама

Происшествия

В Башкирии раскрыто двойное убийство

Экономика

Первые участники жилищной программы в Башкирии взяли ипотеку по 7% годовых

Общество

Аналитики назвали топ-5 самых высокооплачиваемых вакансий года в Башкирии

Общество

Башкирская ведущая получила в ДТП тяжелые травмы

Общество

Горнорудное предприятие в Башкирии задолжало сотрудникам 29,7 млн рублей

Происшествия

В Башкирии в перевернувшемся автомобиле погибли водитель и пассажирка

Общество

В Уфе сотрудники автосалона полгода не получали зарплату

Экономика

Сегодня суд примет решение по апелляции «Системы» о взыскании с нее 136 млрд рублей

Реклама

Общество

В Башкирии завершились поиски пропавшего при таинственных обстоятельствах экс-сотрудника автомойки

Происшествия

В Башкирии автомобилист сбил пешехода и скрылся

Общество

В Уфе состоится фестиваль продуктов «Наш Бренд»

Общество

В Уфе на оживленном перекрестке третий день не работают светофоры

Происшествия

В Уфе столкнулись «Жигули» и троллейбус

Происшествия

В Уфе склад с горящей бумагой тушили 30 пожарных

Общество

В Башкирии пропал 23-летний Иван Мускатин

Происшествия

В Уфе женщина-водитель протаранила четыре автомобиля

Реклама

Культура

Интервью. Василь Ханнанов

Общество

Сегодня в Башкирии мокрый снег и гололед

Происшествия

Уфимец, пропавший 2,5 месяца назад был найден мертвым

Общество

Динар Гильмутдинов поделился результатами опроса об отношении к полиции

Показать еще новости