Автомир
Лев Стрельцов
В России введут в ПДД понятие «опасное вождение»
Остается совсем немного времени до введения в ПДД понятия «опасное вождение», обсуждение которого началось еще несколько лет назад с оглядкой на западные страны. А чем мы, собственно, лучше? В России тоже умеют рискованно ездить, что подтверждается не только статистикой ДТП, но и многочисленными видеозаписями, размещаемыми в Интернете.
В итоге после очередного этапа экспертных и парламентских обсуждений в начале апреля первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что термин «опасное вождение» появится в ПДД уже в мае. К данному нарушению предлагается отнести дрифт (движение в заносе), частые перестроения и движение между полосами, а также превышение скорости более чем на 60 километров в час. Не исключено, что в дальнейшем этот список может быть расширен.
В качестве наказания за опасную езду нарушителей могут оштрафовать на 5 тыс. рублей либо лишить водительских прав на срок до шести месяцев. Причем заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов предложил «наделить правом сотрудников ГИБДД на месте принимать решение, отнимать ли права на управление транспортным средством». Возможный риск развития коррупции?
Еще один интересный момент: так как большинство нарушений (за исключением превышения скорости) пока не поддается автоматической фиксации, нарушения можно будет записывать на видеокамеры смартфонов или видеорегистраторов и в дальнейшем направлять эти материалы в ГИБДД. По словам министра связи и массовых коммуникаций РФ Максима Никифорова для того, чтобы суд гарантированно признавал видео в качестве доказательства, необходимо внести соответствующие поправки в КоАП. Не ясен пока и механизм рассмотрения материалов, количество которых может измеряться тысячами.
Тем временем Министерство внутренних дел РФ провело опрос общественного мнения о необходимости введения нового термина, а также факторов, которые необходимо к нему отнести. Опрос проводился на сайтах МВД и ГИБДД, в нем приняли участие около 17 тыс. человек. Согласно опубликованным результатам, 41% опрошенных одобряют появление в ПДД понятия «опасная езда». Еще 30% поддерживает идею при наличии весомых доказательств вины. При этом наиболее опасным нарушением, по мнению 54% опрошенных, является невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения.
Здесь можно увидеть одну из ключевых проблем – фактическое неравенство участников дорожного движения (только ли на дорогах встречается подобное?). Согласно результатам того же опроса МВД, основной причиной опасного вождения, по мнению россиян, является недостаток личной культуры и воспитания, а также завышенное самомнение участников дорожного движения, практикующих «опасное вождение».
Возможно ли вводимыми новшествами решить данную проблему? На просторах Интернета, в общественной среде обсуждается условность вводимых в ПДД нарушений и мер ответственности. Опасное вождение в России ряд экспертов называют не нарушением, а привилегией некоторых автомобилистов, которые фактически не будут нести ответственности за агрессивные действия (и их последствия) за рулем. Достаточно вспомнить нашумевшее ДТП с участием «Мерседеса» вице-президента «Лукойла», летевшего по разделительной (по некоторым данным – встречной) полосе.
Кроме того, агрессивность поведения на дорогах, а также многие массовые нарушения связывают с большим количеством раздражающих факторов: неудовлетворительным состоянием дорожного покрытия, отсутствием разметки, неудобной организацией движения на развязках и другими. По Уфе можно также привести множество подобных примеров. И хотя местные власти, ГИБДД и дорожные службы проводят определенную работу по совершенствованию организации дорожного движения в столице республики, значительная часть населения считает эту работу недостаточной.