Уфа
-7º -7º
14
декабрь
четверг
ЦБ 59.1446 0.3076
MOEX 58.8100 0.1975
ЦБ 69.4653 0.1671
MOEX 69.4850 0.2300
НЕФТЬ 62.16 -0.54
Главная
-
Блоги
-
Сергей Кузнецов
-
Оскомина после митингов
Сергей Кузнецов

Оскомина после митингов

В последнее время в интернетпространстве и на уфимских улицах один за другим разгораются скандалы. Различные группы людей горят желанием проводить митинги и пикеты, чтобы публично высказаться о наболевшем или о том, что их так или иначе беспокоит. А городские власти отчего-то им всячески препятствуют.

Между прочим, по Конституции РФ граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Федеральным законодательством подробно описывается, как это должно происходить. При этом в законе указывается, что все эти мероприятия носят уведомительный характер. То есть уведомили гражданин или группа лиц в установленные сроки в установленной форме местные власти о проведении мероприятия и могут его проводить. Если власти обоснованно посчитают, что в этом месте и в это время мероприятие провести невозможно, то они должны предложить альтернативу, договариваться с организаторами.

Но, как говорится, гладко было на бумаге, а в реальной жизни, то ли закон, то ли его исполнение, приводят к коллизиям, порождающим недовольство граждан. Что и случается чаще всего.

Вот уже несколько лет мучаются обманутые дольщики. Людей собственно обманули и обобрали, собрав деньги и пообещав построить им новое жилье. Пайщики принесли последние средства, залезли в долги и оказались у разбитого корыта. Проблемы эти решаются плохо. Люди стучались во все двери, никто им особенно не помог. И осталось у них последнее средство – выйти на улицу и прокричать так, чтобы их хоть кто-нибудь услышал. Обманутые дольщики решили провести общегородскую акцию протеста, указали число, время проведения, количество участников. А из уфимской администрации пришел отказ, так как в это время площадь, якобы, будет занята другими мероприятиями. И так всегда, на площадках, намеченных организаторами протестов, у нас или школьники танцуют, или студенты маршируют.

Или вот возникла проблема с преподаванием башкирского языка. Эта проблема возникла во время «парада суверенитетов», когда некоторые республики вдруг начали строить «суверенные» государства на территории России. А раз есть государство, то должен быть и государственный язык. В Башкирии таким языком объявили естественно башкирский, потому что так республика называется. И обязали во всех школах его изучать. В самом начале это выглядело профанацией – научить три четверти населения языку, на котором оно никогда не разговаривало, не собиралось разговаривать и ему это было не нужно, невозможно. Что и случилось на практике. В школах обязывают всех поголовно изучать башкирский язык, есть масса учителей, а на башкирском говорят только сами башкиры.  Кроме того, это вызвало серьезное напряжение в обществе, и даже стало перерастать в межнациональные проблемы.

По прошествии многих лет где-то там, в верхах, вдруг пришли к мысли, что такое положение неправомерно. В республиках, где дополнительно введен второй обязательный язык, дети перегружены на уроках, плохо учат русский язык, являющийся государственным и языком межнационального общения. От республик потребовали перекосы исправить, русский должы учить все и в полном объеме, а родные языки  изучаются по желанию самих учащихся и их родителей.

Нельзя сказать, что башкирский язык как-то ущемлялся и прежде. В составе России башкиры получили и свой алфавит, и собственно литературный язык. У них появились свои газеты и журналы, передачи на радио и телевидении, свои поэты и писатели, свои ученые и специалисты разных областей знаний. Башкирский учат в башкирских школах, в университетах, в научных институтах. И, как показывает практика, не обязательно все население заставлять учить в школах башкирский язык, чтобы он развивался.

Но язык – это тонкая материя, которая затрагивает любого человека. И когда на эту материю кто-то посягает, по его мнению, то это вызывает бурную реакцию. Так случилось и в случае, когда башкирский язык стали переводить с обязательного обучения, на обучение по желанию. Не секрет, что в республике есть политически озабоченные люди, которые любую проблему готовы перевести в плоскость противостояния, спекулировать на любых трудностях.  И наметившиеся перемены в преподавании башкирского языка дали им пищу для публичных выступлений.

И вот уже начались и митинги, и пикеты в защиту башкирского языка, которому, якобы, грозит вымирание. Организаторы этих выступлений грамотные люди. Они знают и законы, и правила. Естественно, по всем правилам они подают заявки на проведение мероприятий в уфимскую администрацию.  Администрация в таких случаях, когда им не нравятся организаторы или сами мероприятия, рассмотрение заявок затягивают, предлагают места у черта на куличках или организуют на площадках альтернативные мероприятия.

Что из этого получается? В новой акции изъявили желание принять участие нигде не зарегистрированная, но шумная, общественная организация Конгресс башкирского народа, обманутые дольщики, обиженные недофинансированием спортивные организации, активисты подзабытого движения «Стопкроношпан».  То есть те группы, которым так или иначе власти запрещали собираться в намеченных местах. И они эту акцию провели, несмотря на запреты. Только главным лозунгом у них уже был один – «Главу республики Хамитова – в отставку!». Ему напомнили свои обиды и радетели за башкирский язык, и обманутые дольщики, и обойденные вниманием спортсмены. Это уже вполне политические требования. Митинг закончился потасовками с полицией, задержаниями, арестами и штрафами.

Вот если трезво прикинуть, то какой ущерб власти или обществу в целом могли нанести митинги хоть любителей башкирского языка, хоть обманутых дольщиков? Да никакого. Ну, собрались люди, поговорили, покричали, высказали свои претензии. Никому от этого плохо не будет. Напротив, власти бы принять в этом участие, выслушать наболевшее, объяснить  свою позицию, возможно и нашли бы какой-то выход, договорились. Почему этого не происходит, другой вопрос.

Путь к демократии тернист и долог. Была советская власть с одной единственной идеологией, после этого в республике были мрачные времена рахимовщины, когда за оппозиционные взгляды можно было поплатиться свободой, быть изгнанным с работы, лишиться собственности. Нынче стало свободнее, но отголоски прошлого еще крепко живут в нас всех. Принцип – «держать и не пущать» еще присущ и власти, и тем, кто против нее выступает. Времена меняются, общество меняется, по разным вопросам появляются разные мнения. Вспять ничего не вернешь, стало быть, надо учиться жить в том мире, который наступает.

   

Другие статьи автора

Реклама